Слайд 1Организация логопедической работы в условиях отделения реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями
Учитель-логопед
Нигматуллина З.Н.
Слайд 2 Целью логопедической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями
является развитие речи, коррекция ее недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Слайд 3Условия эффективности коррекционной работы
заинтересованность всех сторон (педагогов, родителей, детей);
единство целей, методов,
требований в отделении реабилитации и в семье;
целенаправленность и систематичность проведения коррекционных занятий с детьми;
доброжелательность и терпение со стороны взрослых, вера в ребенка;
учитывая индивидуальные особенности ребенка, не допускать переутомления ребенка, навязывания коррекционных заданий, авторитарности, грубости и бестактности по отношению к ребенку;
анализировать результаты коррекционной работы с детьми (карта развития).
Слайд 4Основные принципы
психокоррекционной помощи
Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов
коррекции с учетом диагностических данных.
Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Слайд 5
Очень важно своевременно обратить внимание на задержку в
психоречевом развитии ребенка: чем раньше начата работа с малышом, тем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.
Слайд 6Коррекционная логопедическая работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Слайд 8
Познавательная активность, стремление к умственному труду
формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Слайд 9В связи с тем, что уровень речевого развития не зависит от
возраста детей, имеющих сложную структуру дефекта, коррекционная логопедическая работа соответствует уровню речевого развития ребенка, а не его биологическому возрасту.
Слайд 10Широко используются на логопедических занятиях пальчиковые игры и упражнения – уникальное
средство для развития речи.
Слайд 11Использование компьютерных программ в работе логопеда
Как часто в
практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере…
Слайд 12
Формы работы логопеда с педагогическим коллективом:
Тематические педсоветы, консультации для специалистов
учреждения;
Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе;
Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
Круглые столы.
Слайд 13
Выступление на городском методическом объединении логопедов с докладом «Формирование предложно-падежных конструкций
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Слайд 14
Одним из важнейших направлений в
коррекционно – воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
Слайд 15Формы работы с родителями
Дни открытых дверей
Анкетирование
Посещение семьи на дому
Оформление информационно-методических
выставок для родителей.
Индивидуальные и групповые беседы
Родительские собрания
«Круглые столы»
Семинары
Открытые занятия
Слайд 16Выездной семинар в санатории «Талкас» для родителей детей - инвалидов
Слайд 17
Очень важно сделать родителей активными
участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Слайд 18
Во время занятий дети и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике
для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации
Слайд 19
Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их
рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.