Слайд 1Презентация опыта работы
педагога-психолога МБОУ Кашарской СОШ
Донченко Т.М.
участника конкурса «Учитель года
2016»
Слайд 2 Федеральные
государственные образовательные стандарты
Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных
компетенций
Формирование информационной компетентности
Системно-деятельностный подход
Сохранение психического и физического здоровья детей
Выполнение учебного плана
Слайд 3Психологическое сопровождение:
система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание
социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
«… То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути…»
(М. Битянова – канд. псих. Наук)
Слайд 4Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития
личности учащихся и их успешного обучения.
Слайд 5Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют:
Идеи Выготского Л.С. о том,
что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.
2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.
4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.
Слайд 6Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах :
Как одно из направлений
педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект).
Как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект).
Как непосредственную работу психолога с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).
Единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы.
Слайд 8
Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание социально-психологических условий для успешного
обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия.
Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения:
Медицинский работник
Комплексность
Приоритетность интересов учащегося
Личностно-ориентированное взаимодействие
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Непрерывность
СЛУЖБА
психолого-педагогического сопровождения
Специалист по охране и защите прав ребенка
Социальный педагог
Учитель-логопед
Зам.директора по ВР, по начальной школе
Педагог
Слайд 9Какие задачи может решать практический психолог,
работая в школе?
Очередность и
глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван:
выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;
Слайд 10Психолого-педагогические
технологии здоровьесбережения
Снятие
эмоционального
напряжения
Создание благо
приятного
психологического
климата
Охрана здоровья
и
пропаганда
здорового образа
жизни
Комплексное
использование
личностно-ориенти
рованных
технологий
Слайд 11Основные задачи
работы психолога в школе
Очередность и глубина решения задач
зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван:
выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;
Слайд 12Задачи педагога-психолога:
выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся
с учителем, со
сверстниками, с родителями и другими людьми;
консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;
проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр.
Слайд 13 Основные виды работы школьного психолога:
Психологическое просвещение как самое первое
приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога.
Психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним.
Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
Работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.
Слайд 14Профессиональная деятельность педагога-психолога:
В своей работе психолог опирается на
профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения ребенка, о психологических условиях становления личности учащихся.
Педагог - психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за определенную сторону педагогического процесса, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.
Слайд 16
Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В адаптационный период с учащимися 1-х классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. С помощью психологических техник, психолог способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь.
Организуется наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников. Психолог проводит анкетирование родителей, беседы с детьми и учителями, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости.
Слайд 17Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В связи с появлением
в структуре учебной деятельности – этапа контроля – оценки, у многих второклассников самооценка резко снижается. Чтобы предупредить снижение учебной мотивации, появления тревожности, неуверенности в своих способностях, связанные с получением низкой оценки – с учащимися 2-х классов педагог-психолог организует игровые занятия «Знакомство с отметкой».
Слайд 18Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В течение года, согласно
перспективному плану педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику с учащимися с 1 по 4 класс:
- Исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков и т.д.
На основании полученных данных, педагог-психолог организует коррекционно-развивающие группы.
Для учащихся, которые посещают развивающие занятия, составляются индивидуальные программы. Занятия направлены на совершенствование ВПФ, коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой сферы. Также, в структуру занятий входят релаксационные упражнения, этюды, игровые техники, направленные на преодоление повышенной двигательной активности, уровня личностной и школьной тревожности, деструктивного поведения, страхов и т.д.
Слайд 19Стратегия сопровождения детей начальной школы:
Помимо подгрупповых развивающих занятий,
в течение года организуются фронтальные уроки психологии в 4-х классах по авторской программе Хухлаевой О.В.. «Тропинка к своему Я».
Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Слайд 20
Роль педагога-психолога в работе с детьми 6 лет
заключается
в психолого-педагогической диагностике стартовых возможностей детей к школьному обучению.
Слайд 22Интерактивное взаимодействие
Способствует развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения,
стабилизации учебной мотивации, развитию творческих способностей
Слайд 23Невербальное общение
(пихогимнастика -комплекс специальных заданий направленных на развитие и коррекцию различных
сторон психики детей (позновательной и эмоционально-личностной сферы)
Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной саморегуляции поведения и деятельности.
Слайд 24Кинезиологические упражнения-
комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия
1.Дыхательные упражнения(укрепление
иммунитета у детей, ускорение обменных процессов)
2.Глазодвигательные упражнения (укрепление зрения, снижение умственного напряжения)
3.Телесные упражнения (нормализация работы нервной системы, снижение тревожности и стрессовых состояний)
Слайд 25Способствует развитию мелкой и крупной моторики , синхронизации работы полушарий головного
мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма
Слайд 26Арт-терапия
комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения личностного развития(агрессивности, негативизма,
раздражительности)
Слайд 271) Изотерапия: применение красок, пластилина, работа с природными материалами, воском, нитками
Слайд 282) ИГРОТЕРАПИЯ:
куклотерапия
имаготерапия
Слайд 293)СКАЗКОТЕРАПИЯ :
библиотерапия , мульттерапия
Способствует: коррекции эмоциональной депривации(переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности
и фобий.
Слайд 30Релаксационные комплексы:
1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния -«Комарики», «Прятки», «Карандаши», «Лимон»
и т.д.
Слайд 312)Релаксационные упражнения: «Карусели», «Солнышко и дождик», «Кукла»
Способствует: снижению психоэмоционального напряжения,
формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния
Слайд 32Результаты психолого-педагогической деятельности
Положительные результаты уровня адаптации детей
1 классов к
школе
Слайд 33Снижение уровня тревожности и агрессивного поведения детей
Слайд 34Положительные результаты уровня развития познавательных процессов
Слайд 35Положительные результаты эмоционального благополучия детей к условиям школы
Слайд 36Стратегия сопровождения педагогов
Методом экспертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с
детьми.
Моделирование поведения в нестандартных ситуациях.
Тренинги личностного роста.
Тренинги взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью, проявляющими агрессию.
Тренинги коммуникативные.
Самодиагностика эмоционального выгорания. Приемы антистрессовой защиты.
Слайд 38Стратегия сопровождения родителей
Индивидуальное консультирование по вопросам частного характера.
Тренинги взаимодействия
с детьми.
Круглый стол - тренинги общения.
Родительские собрания.
Групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.
Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность.
Челночная дипломатия при возникновении конфликтов.
Слайд 39Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога:
Повышение психолого-педагогической культуры учащихся и родителей
(законных представителей);
Увеличение числа учащихся приобщающихся к здоровому образу жизни;
Повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием;
Научить детей верить в себя, в свои собственные силы, понять свой внутренний мир, быть эмоционально позитивными.
Смело шагать в распахнутые ворота прекрасного и удивительного окружающего мира, в котором они познают ценность настоящей дружбы, любви, став гармонично-творческой личностью, определив свое предназначение.
Слайд 40
И так, в младшем
школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.