Слайд 1Cиндром Аспергера?
Дети с синдромом Аспергера
Слайд 2Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера — часть аутического спектра.
Это
пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные
Слайд 3 Синдром Аспергера очень похоже на обсессивно компульсивное расстройство (ОКР) или
шизофрению. Оно тесно связано с аутизмом, но отличается тяжелыми и устойчивыми нарушениями в социальном взаимодействии, но без клинически значимой задержки в освоении языка, что характерно для аутизма. Лица с расстройством Аспергера, как правило, не страдают задержками в развитии речи, это отличает их от больных аутизмом. Мальчики, как правило, болеют в три раза чаще, чем девочки, расстройство Аспергера часто диагностируется в возрасте до 3 лет.
Слайд 4Особенности
У синдрома Аспергера имеется 5 основных особенностей:
Слайд 5СОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
• имеют трудности с распознаванием социальных сигналов и
этикета
• испытывают тревогу в социальных ситуациях или в группе
• хотят иметь друзей, однако им недостаёт навыков для поддержания дружбы
• имеют затруднения с "переключением передач" (сменой деятельности)
• имеют трудности с ведением переговоров со сверстниками
• уязвимы к травле и насмешкам
• имеют проблемы с различением между "дружеским" и "оскорбительным" поддразниванием
Слайд 6КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
(1) Дети с синдромом Аспергера используют языковые формулировки буквально.
Слайд 7 • затрудняются с восприятием идиом
• затрудняются с восприятием "скрытых
смыслов" — они не могут читать между строк
• имеют сложности с помещением фактов в контекст
• имеют обширный словарный запас, маскирующий их затруднения с пониманием
Слайд 8 (2) Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности с прагматической речью
(подходящим использованием речи в социальных ситуациях).
Слайд 9 • плохо ведут и поддерживают разговор — он/она произносит в
виде монолога
• имеют трудности со считыванием таких невербальных сигналов как выражения лиц и язык тела
Слайд 10ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ
Дети с С.А. демонстрируют ограниченное,
повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и
деятельность.
Слайд 11 • могут демонстрировать действия, служащие самостимуляции, такие как раскачивание,
взмахи руками, покусывание пальцев или кружение;
• обычно уделяют интенсивное, всепоглощающее внимание таким темам как, например, динозавры, инопланетяне, поезда, батарейки или строки. Навязчивый интерес к этим темам может длиться всего 2 или 3 недели, а может превратиться в страстное увлечение на всю жизнь;
• имеют неодолимую потребность в структуре и распорядке и испытывают тревогу, когда распорядок нарушается. Распространённые сферы отсутствия гибкости в отношении распорядка — еда, время отхода ко сну, одежда и просмотр телепередач;
• жёстко следуют правилам и часто лучше "поддерживают порядок" в следовании им у других, чем у себя.
Слайд 12СЛОЖНОСТИ С ПЕРЕХОДНЫМИ ЭТАПАМИ/ПЕРЕМЕНАМИ
Дети с С.А. с большим трудом
справляются с переходными этапами и изменениями.
Необходимо проводить длительную подготовительную подготовку к процессам изменения
Слайд 13СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Дети с С.А. сенсорно чувствительны,
что может относиться к любому из чувств или ко всем им:
Слайд 14
• Слух (звуки)
• Зрительное восприятие (попадающее в поле
зрения)
• Обоняние (запахи)
• Тактильное восприятие (осязание)
• Вкусовое восприятие (вкус)
Слайд 15
Примеры стимулов, к которым могут быть чувствительны дети с С.А.:
Слайд 16 ЗВУКИ :
похлопывания/аплодисменты;
стук дождя по крыше;
громкие/внезапные звуки
(хлопок воздушного шарика,
срабатывание пожарной сигнализации);
звуки газонокосилки, пылесоса;
тиканье часов.
Слайд 17ЗРЕНИЕ:
свет флуоресцентных ламп;
солнечный свет;
мигающие огни;
вентиляторы;
даже подрагивание занавески на сквозняке.
Слайд 18 ЗАПАХИ:
клея;
краски;
удобрений;
духов;
дезодоранта;
зубной пасты;
стирального порошка.
Слайд 19ОСЯЗАНИЕ:
дотрагивание - когда люди до них дотрагиваются, преднамеренно
или случайно;
тактильные ощущения от одежды или каких-либо субстанций на коже.
Слайд 20ВКУС:
вкус и текстура пищи — зачастую они будут
придерживаться знакомой им пищи.
Слайд 21Координация движений
Дети с синдромом Аспергера могут иметь проблемы с плохой
координацией и моторной неуклюжестью;
это может сказываться на их способности к письму от руки и навыках, требующих крупной и мелкой моторики.
Слайд 22Временная и пространственная ориентация
Дети с синдромом Аспергера также сталкиваются
с трудностями с навыками самоорганизации и управлением временем. Этот навык известен как "исполнительные функции".
Слайд 23
-Вы закрываете лепестки коробочки именно в том порядке, каком ее открывали?
-Носик
заварничка должен быть направлен на юг, чтобы в него не задувал северный ветер?
-В одной сфере жизни Вы предпочитаете полный порядок, в других - полный хаос, в котором однако Вы с легкостью ориентируетесь?
-Вы понимаете все слишком буквально, а намеки, сарказм и метафоры для Вас сплошной кошмар?
Слайд 24Знаменитости и С А
У американской актрисы, звезды картин «Убить Билла»
и «Всплеск» Дэрил Ханны в детстве был диагностирован аутизм. Впоследствии диагноз сменили на «синдром Аспергера», сообщает издание Capitol Weekly.
Слайд 25
В СМИ также появлялась информация о том, что и
у поп-идола Майкла Джексона возможно имелся недиагностированный синдром Аспергера. В качестве аутичных особенностей Джексона приводят в пример его патологическую боязнь микробов, талантливость и успешность в музыке при полной беспомощности в управлении деньгами. Но по мнению специалистов, все это слишком косвенные признаки для того, чтобы можно было говорить о настоящем диагнозе.
Слайд 26
Будучи ребенком, великий математик и физик, автор теории относительности
и лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн был очень замкнутым, предпочитал одиночество, до 5 лет не использовал речь для общения, а до семи лет постоянно повторял некоторые фразы. Эти особенности, согласно сообщению BBC News, можно считать признаками аутизма.
Слайд 27
Иногда дети с синдромом Аспергера или с высокофункциональным аутизмом имеют
высокий интеллектуальный уровень развития, например, их IQ равен 150
Слайд 28Рекомендации педагогам:
У интеллектуально развитых людей с синдромом Аспергера и
высокофункциональным аутизмом есть два типа мышления – визуальное мышление и мышление музыкой, математикой, литературой. Дети с такими заболеваниями нуждаются в учителях, которые смогут помочь им развить в себе таланты и способности. В будущем ребята с высокофункциональным аутизмом становятся программистами, музыкантами, математиками, бухгалтерами, инженерами. У них есть способности к техническим наукам, на которые педагоги должны обратить должное внимание. Учителям необходимо направить ребенка с аутизмом в нужное русло, где он сможет легко реализовать себя и свои способности.
Слайд 29Синдром Аспергера
Составила:
Очеретнюк Татьяна Леонидовна
Заведующая ПМПК –
Учитель дефектолог высшей категории-Учитель-методист