Слайд 1На пути
к космосу
Учитель географии и истории
Шапошникова Светлана Алексеевна
МБОУ «Атюрьевская СОШ
№ 2»
Республика Мордовия
Слайд 2Кто же первым увидел Землю
гигантским
зелено-голубым шаром в белых кляксах
облаков?..
Слайд 3 За точку старта «космической гонки»,
по большому счету, нужно брать первые стратосферные полеты — подъемы специальных аэростатов в стратосферу, то есть часть атмосферы Земли, расположенной на высотах от 11 до 50 км, куда еще не долетали самолеты
году, ещё во время гражданской войны в РСФСР была была создана добровольная оборонная организация -
Военно-научное общество.
Летом 1925 года путём слияния обществ ОДВФ и Доброхим образовано общество Авиахим.
27 июля 1926 года Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).
23 января 1927 года на совместном заседании I Всесоюзного съезда Авиахима и 2-го Пленума Центрального Совета ОСО по докладу Наркома по военным и морским делам К. Е. Ворошилова было принято решение слить два общества в одно под названием: АВИАХИМ-ОСО. Со временем оно было переименовано в «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР», сокращенно ОСОАВИАХИМ СССР.
Слайд 5ОСОАВИАХИМ
– общество содействия обороне и авиационно – химическому строительству
Слайд 7Пионером
стратонавтики
стал швейцарский
ученый-физик
Огюст Пикар
Свой первый полет на высоту
неполных 16 км швейцарец в компании с Паулем Кипфером совершил 27 мая 1931 года
Слайд 8Первым рекордный полет на высоту в 19 км
совершил московский стратостат
«СССР-1», поднявшийся в небо
30 сентября 1933 г.
Слайд 9 Рекордсменами стали
командир Кунцевского воздухоплавательного дивизиона ВВС Красной Армии Георгий Прокофьев, начальник КБ Научно-опытного института резиновой промышленности (оно отвечало за разработку и изготовление баллона объемом 24 500 кубометров) Константин Годунов и начальник сектора боевой подготовки Управления ВВС РККА Эрнест Бирнбаум.
Слайд 10 В то же самое время в Ленинграде
вовсю шла работа по подготовке к запуску другого стратостата-рекордсмена — «Осоавиахим-1» с объемом баллона в 24 940 кубометров, построенного при поддержке этой оборонно-технической добровольческой организации
Слайд 11 Работы над ленинградским стратостатом были закончены в конце августа
1933 года, и первоначально его старт был назначен на тот же день, что и старт «СССР-1».
Но позднее дату полета привязали к началу работы очередного, XVII съезда ВКП(б)-
30 января 1934 года
Слайд 12 28 января стратостат ОСОАВИАХИМ-1 перевезли в московское Кунцево,
на полигон Отдельного воздухоплавательного дивизиона, откуда стартовал и «СССР-1».
Утром 30 января провели последний предполетный осмотр, после чего в герметичную гондолу стратостата поднялись трое членов его экипажа: Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин
Слайд 13 В самом начале десятого часа «Осоавиахим-1» оторвался
от земли и начал свой рекордный подъем — первый в мире зимний стратосферный полет.
Незадолго до полудня стратостат прошел отметку 20 600 метров, то есть преодолел предполагаемый потолок полета, и двинулся дальше.
В 12.30 экипаж сделал отметку в бортовом журнале о достижении рекордной высоты — 22 километра!
Слайд 14 По мере того, как аппарат спускался, охлаждавшийся баллон
терял подъемную силу, и довольно быстро скорость снижения перешла сначала расчетные отметки, а потом и критические.
В полутора километрах от поверхности Земли тросы, соединявшие гондолу с аэростатом, не выдержали, и в 16.23 оторвавшаяся кабина ударилась о землю, погубив всех троих членов экипажа.
дня спустя урны с прахом героев были захоронены в Кремлёвской стене лично Иосифом Сталиным, Климентом Ворошиловым и Вячеславом Молотовым.
Все члены экипажа «ОСОАВИАХИМ-1» были посмертно награждены орденом Ленина (впервые в СССР — посмертно).
Слайд 16 В память о героях,
в селе Усыскино (бывший посёлок Потиж-Острог),
Инсарского района Республики Мордовия, близ которого упал стратостат, поставлен обелиск
Слайд 17Памятник героям-стратонавтам в столице республики, городе Саранске
Слайд 18Мемориальная доска на доме 12 по улице Федосеенко. Санкт-Петербург.
Слайд 19 Мемориальная доска в главном здании физико-технического института, Санкт-Петербург
Слайд 20Память о стратонавтах в названиях улиц…
проезд Стратонавтов в Москве;
улица Героев Стратосферы в Воронеже;
улица
Федосеенко в Санкт-Петербурге;
улица Васенко в Санкт-Петербурге;
переулок Усыскина в Санкт-Петербурге;
улица Федосеенко в Нижнем Новгороде;
улицы Васенко, Федосеенко и Усыскина в Саранске;
Слайд 22 История стратостата лежит в основе повести Сергея Синякина
«Монах
на краю Земли» (1999).
«Гибель „Воздушного Титаника“. Стратонавты» — документальный фильм телеканала РТР (26 октября 2010).
Подробнее о стратонафтах
Слайд 23 А что же американские исследователи стратосферы?
Они отстали от советских как минимум на год! 27 июля 1934 года, построенный в США стратостат «Эксплорер-1» поднялся на 18 300 метров и был вынужден прервать полет из-за разрушения баллона.
11 ноября 1935 года стратостат «Эксплорер-2» сумел достичь той же отметки — 22 км — на которой побывали участники полета «Осоавиахим-1».
Слайд 24 Но все-таки первыми мистическую отметку в 22
тысячи метров над поверхностью Земли преодолели стратонавты советской России, и именно им впервые довелось увидеть нашу планету почти такой же, какой она видится из ближнего космоса: гигантским зелено-голубым шаром в белых кляксах облаков…
Слайд 25В 1937 году крупнейший советский дирижабль
«СССР – В 6»
установил мировой рекорд продолжительности полёта - 130 часов 27 минут.
(Последний советский дирижабль «СССР – В 12 бис» был построен в 1947 году)
29.09 - 4.10.1937
Слайд 2623 января 1927 года «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР»,
сокращенно ОСОАВИАХИМ СССР
С 27 сентября по 4 октября 1937 года( 130 часов 27 минут) крупнейший советский дирижабль
«СССР – В 6» находился в воздухе и установил мировой рекорд продолжительности полёта
Советская Россия первой запустила в космос искусственный спутник Земли, выведенный на орбиту 4 октября 1957 года
Слайд 27http://rusplt.ru/wins/nakanune-kosmosa-rekordny-polet-russkikh-stratonavtov-20993.html
http://yarilco.livejournal.com/201819.html
Фото: aviaspace.ru