Слайд 1Нормативно-правовая база классных руководителей
МБОУ ЧСОШ №2 Автор материала: социальный педагог Романова
Наталия Александровна
Слайд 3
Что понимается под нормативно-
правовой базой?
Слайд 4Нормативно-правовая база –
это совокупность правовых актов, принимаемых полномочными на то
органами и содержащие правовые нормы.
Слайд 5В чём состоит основное назначение нормативно- правовых документов?
Слайд 6Основное назначение нормативно-правовых документов состоит в том, что они содержат нормы
права и направлены на урегулирование определенных отношений. ( К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты).
Слайд 7Какую многоуровневую систему образуют нормативно- правовые документы?
Слайд 8 Нормативно-правовые документы в соответствии с формой государственного устройства нашей страны образуют
многоуровневую систему:
1) международные;
2) федеральные;
3) региональные;
Слайд 9Какими документами представлен международный уровень?
Слайд 10Международный уровень представляет Конвенция о правах ребёнка, одобренная генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 г. В РФ вступила в силу 15.09.1990 г. ЦЕЛЬ Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, она призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.
Слайд 11Конвенция показывает, что развитие интеллектуальных, моральных и духовных способностей ребенка зависит:
от
здоровой и безопасной окружающей среды
соответствующего уровня здравоохранения
обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.
Отсутствие детской дискриминации – важный принцип Конвенции: дети должны пользоваться своими правами. Она защищает детей от всех форм эксплуатации, признает первостепенную роль семьи в заботе о детях.
Слайд 12 Конвенция ввела в официальную лексику понятия ребенок и права ребенка.
Согласно Конвенции права ребенка – это право на выживание, на развитие и защиту.
Ребенок – это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста.
Права детей на получение надлежащего воспитания – одно из важнейших личных неимущественных прав несовершеннолетнего.
Слайд 13 Конвенция обозначает перечень направлений, требующих принятия мер по защите прав
несовершеннолетних на международном уровне:
Предоставление гражданства
Воссоединение с семьей
Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы
Усыновление и опекунство
Защита детей-беженцев
Финансовая ответственность родителей за ребенка
Ликвидация неграмотности
Предотвращение торговли детьми
Защита детей в период вооруженных конфликтов
Слайд 14Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся
к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей:
активное участие в общественной жизни
развитие
защита
выживание
Слайд 15К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно
отнести:
Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990 г.)
Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.)
Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.)
Слайд 17 Закон- это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой
нормативно- правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим воаросам общественной жизни.
Слайд 18Перечислите НПА, которыми представлен федеральный уровень.
Слайд 19 Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные и федеральные законы,
указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Слайд 20 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 года №124 -ФЗ
подготовка детей к полноценной жизни в обществе
развитие у детей общественно значимой и творческой активности
воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданства.
В данном законе даны такие понятия как:
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
т.е. дети оставшиеся без попечения родителей
дети-инвалиды
дети, жертвы вооруженных конфликтов
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
дети, отбывшие наказания
.
Слайд 21социальная адаптация детей – процесс активного приспособления детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы.
социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения.
социальная инфраструктура для детей – система объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, образования, воспитания и развития детей.
Слайд 22ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99
г. № 120-ФЗ).
1999 г.
Обозначены категории лиц, по отношению к которым проводится индивидуальная профилактическая работа
Основные задачи закона:
1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних
2. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних
3. выявление и перечисление случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные и антиобщественные действия.
Деятельность классного руководителя основана на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав несовершеннолетних.
Слайд 23 Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Право на образование закреплено Федеральным Законом РФ «Об образовании» 1996 года, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г. и подзаконных актах.
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Слайд 24 ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» с
изм. от 22.08.2004 г.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
Школа будущего
Основные направления развития общего образования
Государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2011-15 г. от 5.10.2010 г. №795
Стратегия государственной молодёжной политики в РФ от 18.12.2006 г.
Слайд 25 Методические письма Министерства образования РФ:
Методические рекомендации о расширении деятельности детских
и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16).
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16).
Слайд 26 Перечислите НПА регионального уровня.
Слайд 27 Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года
(далее – Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона. Концепция формирования антинаркотической культуры личности в РО от 18.12.2008 г.
Методические письма Министерства образования РО
Слайд 28 Перечислите НПА ОУ (локальные).
Слайд 291.Устав ОУ
2. Концепция воспитательной системы «Школа укрепления здоровья»
3 Программа профилактики курения,
употребления алкоголя, наркотиков и пропаганда здорового образа жизни.
4.Положение о кл. руководстве.
5.Положение о поощрении учащихся.
6.Положение о Совете школы.
7.Положение о детском объединении «СПаРТА»
8. Положение о старостате.
9. Правила поведения учащихся.
10. Положение о школьном родительском комитете.
Слайд 30 Вы в своей деятельности опираетесь на следующие правовые нормы:
международное законодательство,
федеральное законодательство,
региональные нормативные акты (региональный закон о правах ребенка),
ведомственные нормативные акты (типовые положения, локальные акты, положения, различные образовательные программы, инструкции).
Спасибо за внимание!
Слайд 31Интернет ресурсы и использованная литература
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/klassnomu-rukovoditelju/123330-normativno-pravovaja-osnova-dejatelnosti-klas.html - "Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей
в работе с учащимися, находящимися в социально-опасном положении"
http://festival.1september.ru/articles/503870/ - Интеллектуальная игра для старшеклассников "Аукцион знаний"
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2F2.abatskobr.ru%2Fmedia%2Fcms_page_media%2F402%2F%25D0%259D%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B0%2520%25D0%25BA%25D0%25BB.%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258F.doc&name=Нормативно-правовая%20база%20кл.руководителя.doc&c=55f31aa742d2 - Раздел I.Нормативное и социально-педагогическое обеспечение воспитательной работы классного руководителя.
Images.yandex.ru – Яндекс. Картинки.
А.В. Малько. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно- методическое пособие . - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 1999 – 272 с.
В.В. Румынина. Основы права: Учебник для студентов учреждений сред. Проф. Образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. 0 256 с.