Слайд 1Нормативно-правовая база
В области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской
Федерации
Слайд 2Каждый ребенок особенный,
все дети – равные.
Дети с ограниченными возможностями
здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Слайд 3К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 4Нормативно-правовую базу составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Россией)
федеральные (законы
РФ, кодексы)
правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ)
ведомственные (документы Министерства образования)
региональные (документы АТО, ДОО ТО)
муниципальные (документы МОУО)
Слайд 5«Всеобщая декларация прав человека» (от 10 декабря 1948 года)
«Все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Слайд 6«Декларация прав ребёнка» принята ООН от
20 ноября 1959 г
В данной Декларации прописаны два основополагающих принципа:
Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права, без всяких исключений и без различия или дискриминации….
Ребёнок имеет право на получение образования, которое будет способствовать его общему культурному развитию, и которое будет развивать его возможности и способности.
Слайд 7«Декларация о правах умственно отсталых лиц»
Принята ООН от 20 декабря 1971
года.
В данной декларации заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет ему развивать свои способности и максимальные возможности.
Слайд 8«Декларация о правах инвалидов»
принята ООН от 09 декабря 1975 года
Люди с
ограниченными возможностями должны быть защищены от всякой эксплуатации, они обладают правом на уважение их человеческого достоинства, на меры поддержания их самостоятельности как можно в большей степени.
Слайд 9«Санбергская декларация»
Принята ЮНЕСКО (Торремолинос, Испания) от 07 ноября 1981 года.
Декларация
Всемирной конференции по вопросам действий и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и
вовлечения инвалидов в жизнь общества.
Слайд 10«Всемирная программа действий в отношении инвалидов»
принят ООН в 1982 году
основные
принципы отношения к людям с инвалидностью:
-создание для всех равных возможностей обучения;
-именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека;
-общество должно выявлять и устранять бартеры, препятствующие полному участию инвалидов;
-обучение должно происходить , по обычной школьной системе.
Слайд 11«Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования
лиц с особыми потребностями»
Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года
Заявлено:
-каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы и способности, и учебные потребности;
-лица , имеющие особые потребности в образовании должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методик, ориентированных , в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей
Слайд 12«Конвенция о правах инвалидов»
принята Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года
Статья 24: «Государства –участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого плана, без дискриминации и на основе равенства возможностей, государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни»
Слайд 13Федеральные документы
Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г.
Статья
43 Конституции РФ гласит : «Каждый имеет право на образование».
Слайд 14Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является
Закон РФ "Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями).
Слайд 15 Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в нем прописаны
более прогрессивно, чем в законе «Об образовании»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).
В статье 1 Закона изложены основные понятия:
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Слайд 16Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет,
что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают
-дошкольное
-внешкольное воспитание
-образование детей-инвалидов
- получение инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего профессионального
образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида
Слайд 17 Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», статья 10 - от 24.07.1998 с изменениями.
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ».
Слайд 18Проблема:
Рассматриваемые правовые нормы федерального законодательства не содержат четкого механизма
обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей-инвалидов.
Слайд 19Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в
Национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа»
(документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271)
«Новая школа» - это школа для всех.
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.
Слайд 20Правительственные документы
Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базе
специального образования является
постановление Правительства РФ
«Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.)
В соответствии с ним созданы и функционируют
-коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования
-коррекционные общеобразовательные учреждения
-коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Слайд 21 Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями)
«Об утверждении
типового положения об
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико - социальной
помощи»
позволило решать качественно задачи по
осуществлению индивидуально-ориентированной
педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи детям,
испытывающим трудности в усвоении образовательных
программ.
Слайд 22Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет
образования в государственной политике, определяющим стратегию
и основные
направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 04.10.2000
«О национальной доктрине образования в РФ».
Доктрина определяет
-цели воспитания и обучения
-пути их достижения посредством государственной политики в
области образования
-ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.
Она предусматривает
-многообразие типов и видов образовательных учреждений
-вариативность образовательных программ, обеспечивающих
индивидуализацию образования, личностно-ориентированное
обучение и воспитание.
Слайд 23Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011. N 163-р утверждена
"Концепция Федеральной целевой программы
развития
образования на 2011 - 2015 годы»
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение
следующих приоритетных задач:
-обеспечение инновационного характера базового образования;
-модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития;
-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Слайд 24Ведомственные документы
«Концепция реформирования системы специальногообразования»,
принята коллегией Министерства образования РФ
09.02.1999.
Образование учащихся-инвалидов
должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды,обеспечивающей воспитанникам:
-адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования,
-лечение и оздоровление,
-коррекцию нарушений развития,
-социальную адаптацию.
Лица с ОВЗ в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами
специального образования в различных его организационных
формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в
общеобразовательном учреждении общего назначения).
Слайд 25«Концепция реформирования системы
специального образования»
В Концепции были определены наиболее значимые направления совершенствования
системы специального образования, а именно:
структурная перестройка;
содержание и оценка качества образования, образовательные технологии;
научно-исследовательская и инновационная деятельность;
обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования.
Слайд 26«КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6)
Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах:
1. интеграция через раннюю диагностику,
2. через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку
3. через разноуровневые модели интеграции.
Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей.
Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
Слайд 27«О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ»
(ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06)
Даны разъяснения, что Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.
При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
Слайд 28Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного
выявления детей с ОВЗ, проведения
их комплексного
обследования,подготовки рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и определения форм
их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого
медико-педагогические комиссии (ПМПК)
Законодательную основу их деятельности составляют
ст. 50 Закона РФ «Об образовании»
ст. 14 Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" и
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,
Утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95.
Слайд 29Региональные документы
Разработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Слайд 30Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы
Указ
президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761
признает социальную исключенность уязвимых категорий детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении.
Слайд 31ПРОГРАММА «ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА»
Указ президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года
план
«Десятилетия детства»:
образование и воспитание;
вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;
семейные проблемы и работу с родителями;
детский отдых и дополнительное образование.
Слайд 32 Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в
настоящее время опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, которая нуждается в комплексной актуализации.