Презентация, доклад Нормативно-правовая база ОВЗ

Содержание

Каждый ребенок особенный, все дети – равные.Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные

Слайд 1Нормативно-правовая база В области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской

Федерации
Нормативно-правовая база  В области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Слайд 2Каждый ребенок особенный, все дети – равные.
Дети с ограниченными возможностями

здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Каждый ребенок особенный,   все дети – равные.Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие

Слайд 3К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);           Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);            Дети с нарушением речи (логопаты);
            Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
            Дети с умственной отсталостью;      Дети с задержкой психического развития;
             Дети с нарушением поведения и общения;
            Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:        Дети

Слайд 4Нормативно-правовую базу составляют документы нескольких уровней:

международные (подписанные СССР или Россией)
федеральные (законы

РФ, кодексы)
правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ)
ведомственные (документы Министерства образования)
региональные (документы АТО, ДОО ТО)
муниципальные (документы МОУО)

Нормативно-правовую базу составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Россией)федеральные (законы РФ, кодексы) правительственные (постановления и

Слайд 5«Всеобщая декларация прав человека» (от 10 декабря 1948 года)
«Все люди рождаются

свободными и равными в своем достоинстве и правах»

«Всеобщая декларация прав человека» (от 10 декабря 1948 года) «Все люди рождаются свободными и равными в своем

Слайд 6«Декларация прав ребёнка» принята ООН от 20 ноября 1959 г

В данной Декларации прописаны два основополагающих принципа:
Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права, без всяких исключений и без различия или дискриминации….

Ребёнок имеет право на получение образования, которое будет способствовать его общему культурному развитию, и которое будет развивать его возможности и способности.

«Декларация прав ребёнка» принята ООН от  20 ноября 1959 г   В данной Декларации прописаны

Слайд 7«Декларация о правах умственно отсталых лиц»
Принята ООН от 20 декабря 1971

года.
В данной декларации заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет ему развивать свои способности и максимальные возможности.

«Декларация о правах умственно отсталых лиц»Принята ООН от 20 декабря 1971 года.В данной декларации заявлено право каждого

Слайд 8«Декларация о правах инвалидов» принята ООН от 09 декабря 1975 года

Люди с

ограниченными возможностями должны быть защищены от всякой эксплуатации, они обладают правом на уважение их человеческого достоинства, на меры поддержания их самостоятельности как можно в большей степени.
«Декларация о правах инвалидов» принята ООН от 09 декабря 1975 годаЛюди с ограниченными возможностями должны быть защищены

Слайд 9«Санбергская декларация» Принята ЮНЕСКО (Торремолинос, Испания) от 07 ноября 1981 года.
Декларация

Всемирной конференции по вопросам действий и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и
вовлечения инвалидов в жизнь общества.

«Санбергская декларация»  Принята ЮНЕСКО (Торремолинос, Испания) от 07 ноября 1981 года. Декларация Всемирной конференции по вопросам

Слайд 10«Всемирная программа действий в отношении инвалидов» принят ООН в 1982 году
основные

принципы отношения к людям с инвалидностью:
-создание для всех равных возможностей обучения;
-именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека;
-общество должно выявлять и устранять бартеры, препятствующие полному участию инвалидов;
-обучение должно происходить , по обычной школьной системе.

«Всемирная программа действий в отношении инвалидов»  принят ООН в 1982 годуосновные принципы отношения к людям с

Слайд 11«Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования

лиц с особыми потребностями» Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года

Заявлено:
-каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы и способности, и учебные потребности;
-лица , имеющие особые потребности в образовании должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методик, ориентированных , в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей

«Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Саламанка, Испания,

Слайд 12«Конвенция о правах инвалидов» принята Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года


Статья 24: «Государства –участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого плана, без дискриминации и на основе равенства возможностей, государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни»


«Конвенция о правах инвалидов» принята Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года Статья 24: «Государства –участники признают

Слайд 13Федеральные документы
Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г.
Статья

43 Конституции РФ гласит : «Каждый имеет право на образование».
Федеральные документы	Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г. 	Статья 43 Конституции РФ гласит : «Каждый

Слайд 14Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является

Закон РФ "Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями).

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Закон РФ

Слайд 15 Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в нем прописаны

более прогрессивно, чем в законе «Об образовании»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

В статье 1 Закона изложены основные понятия:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в нем прописаны более прогрессивно, чем в законе «Об

Слайд 16Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет,

что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают

-дошкольное

-внешкольное воспитание

-образование детей-инвалидов

- получение инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего профессионального
образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида
Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами

Слайд 17 Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации», статья 10 - от 24.07.1998 с изменениями.
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ».

Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 10 - от

Слайд 18Проблема:
Рассматриваемые правовые нормы федерального законодательства не содержат четкого механизма

обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей-инвалидов.

Проблема:  Рассматриваемые правовые нормы федерального законодательства не содержат четкого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных

Слайд 19Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в
Национальной образовательной инициативе «Наша новая

школа»
(документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271)

«Новая школа» - это школа для всех.
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым

Слайд 20Правительственные документы
Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базе
специального образования является

постановление Правительства РФ
«Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.)
В соответствии с ним созданы и функционируют
-коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования
-коррекционные общеобразовательные учреждения
-коррекционные учреждения начального профессионального образования.

Правительственные документы	Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базеспециального образования является постановление Правительства РФ«Об утверждении Типового положения

Слайд 21 Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями)
«Об утверждении

типового положения об
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико - социальной
помощи»
позволило решать качественно задачи по
осуществлению индивидуально-ориентированной
педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи детям,
испытывающим трудности в усвоении образовательных
программ.

Постановление Правительства РФ от  31.07.1998. № 867 (с изменениями)«Об утверждении типового положения обобразовательном учреждении для детей,

Слайд 22Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет
образования в государственной политике, определяющим стратегию

и основные
направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 04.10.2000
«О национальной доктрине образования в РФ».

Доктрина определяет
-цели воспитания и обучения
-пути их достижения посредством государственной политики в
области образования
-ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.

Она предусматривает
-многообразие типов и видов образовательных учреждений
-вариативность образовательных программ, обеспечивающих
индивидуализацию образования, личностно-ориентированное
обучение и воспитание.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основныенаправления его развития, служит постановление

Слайд 23Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011. N 163-р утверждена
"Концепция Федеральной целевой программы

развития
образования на 2011 - 2015 годы»

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение
следующих приоритетных задач:
-обеспечение инновационного характера базового образования;
-модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития;
-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011. N 163-р утверждена

Слайд 24Ведомственные документы
«Концепция реформирования системы специальногообразования»,
принята коллегией Министерства образования РФ
09.02.1999.
Образование учащихся-инвалидов

должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды,обеспечивающей воспитанникам:
-адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования,
-лечение и оздоровление,
-коррекцию нарушений развития,
-социальную адаптацию.

Лица с ОВЗ в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами
специального образования в различных его организационных
формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в
общеобразовательном учреждении общего назначения).

Ведомственные документы«Концепция реформирования системы специальногообразования», принята коллегией Министерства образования РФ09.02.1999.	Образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной

Слайд 25«Концепция реформирования системы
специального образования»
В Концепции были определены наиболее значимые направления совершенствования

системы специального образования, а именно:
структурная перестройка;
содержание и оценка качества образования, образовательные технологии;
научно-исследовательская и инновационная деятельность;
обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования.

«Концепция реформирования системыспециального образования»В Концепции были определены наиболее значимые направления совершенствования системы специального образования, а именно:структурная перестройка;содержание

Слайд 26«КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6)

Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах:
1. интеграция через раннюю диагностику,
2. через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку
3. через разноуровневые модели интеграции.

Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей.
Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.

«КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»    (ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N

Слайд 27«О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ»
(ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06)
Даны разъяснения, что Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.
При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.

«О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ» (ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ

Слайд 28Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного
выявления детей с ОВЗ, проведения

их комплексного
обследования,подготовки рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и определения форм
их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого
медико-педагогические комиссии (ПМПК)

Законодательную основу их деятельности составляют
ст. 50 Закона РФ «Об образовании»
ст. 14 Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" и
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,
Утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95.

Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременноговыявления детей с ОВЗ, проведения их комплексногообследования,подготовки рекомендаций по оказанию им

Слайд 29Региональные документы
Разработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Региональные документыРазработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Слайд 30Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Указ

президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

признает социальную исключенность уязвимых категорий детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Указ президента Российской Федерации от 1

Слайд 31ПРОГРАММА «ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА» Указ президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года
план

«Десятилетия детства»:
образование и воспитание;
вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;
семейные проблемы и работу с родителями;
детский отдых и дополнительное образование.

ПРОГРАММА «ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА» Указ президента Российской Федерации от 29 мая 2017 годаплан «Десятилетия детства»:образование и воспитание;вопросы детей-сирот

Слайд 32 Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в

настоящее время опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, которая нуждается в комплексной актуализации.
Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую нормативно-правовую

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть