Слайд 1Нетрадиционные формы работы с родителями
Слайд 2
Поднимать авторитет семьи.
Обучать родителей восприятию ошибок в воспитании, как созданию
новых возможностей для развития.
Учитывать интересы родителей.
Опираться на жизненный опыт родителей.
Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании.
Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.
Необходимые условия партнёрских отношений школы с родителями
Слайд 3
Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями
Ожидание быстрого и лёгкого
успеха (желание быстро найти лёгкие ответы на трудные вопросы).
Отсутствие опыта группового взаимодействия.
Закрытость родителей, их эмоциональная неустойчивость, импульсивность, агрессивность (повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость).
Завышенные ожидания от взаимодействия с педагогом.
Слайд 4
Основная забота учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на
школьника. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно – воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Слайд 5Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями
Изучение семей учащихся;
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
Обеспечение участия
родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
Индивидуальная работа с родителями;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Слайд 6Психолого-педагогическое просвещение
индивидуальные и тематические консультации;
конференции;
родительские собрания;
диспут-размышление по проблемам воспитания;
родительские тренинги;
родительские
ринги и другие.
Слайд 7 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
дни творчества детей и их родителей;
родительские
вечера;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел;
родительское общественное патрулирование;
шефская помощь и другие.
Слайд 8 Формы взаимодействия педагога с родителями – это способы организации их
совместной деятельности и общения.
нетрадиционные
традиционные
коллективные
индивидуальные
групповые
коллективные
групповые
индивидуальные
Слайд 9
Формы взаимодействия с семьёй
коллективные
Родительское собрание
Конференция по обмену опытом
Вечер вопросов и
ответов
Диспут-размышление по проблемам воспитания
Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса (пресс – конференции)
Родительские вечера
Родительские тренинги
Родительские ринги
групповые
индивидуальные
Взаимодействие с родительским комитетом
Взаимодействие с творческими группами
Групповые консультации
Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
Беседа
Посещение на дому
Консультация-размышление
Выполнение индивидуальных поручений
Переписка
Телефонный разговор
Слайд 10
Родительские собрания
Введение в содержание родительского собрания отдельных традиционных рубрик:
«Крылатые фразы о воспитании», «Книжная полка родителей», «Творческая мастерская» и т.д.
Организация «Копилки вопросов» - чтобы заинтересовать родителей в общении с педагогом, друг с другом.
Рефлексия собрания (высказывание родителей по поводу значимости собрания ).
В заключение – обратная связь (что понравилось, что не понравилось, замечания и пожелания классному руководителю).
Слайд 11
Необходимые условия эффективного применения активных форм взаимодействия с родителями на
родительском собрании
Обеспечить безопасность участников.
Заинтересовать родителей.
Организовать пространство.
Предупредить родителей заранее.
Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия.
Слайд 12Пресс – конференции с родителями
Такая форма работы отличается от обычного
собрания тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они проводятся в форме вопросов – ответов. (Желательно проводить в начале – конце учебного года).
Слайд 13 Диспут-размышление по проблемам воспитания
Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись
по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута, возможно, подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Слайд 14Родительские собрания,
проводимые совместно с детьми
Проводится предварительная подготовительная работа с учащимися:
составляется сценарий, распределяются роли, учатся тексты, готовятся дети – ведущие собрание. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании «учёные», «учителя», «директора школ» и т.д. Дети рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию в семье и в конце своего выступления просят родителей поделится опытом в области воспитания. Таким образом, обучаются не только родители, но и дети, а ведь они – будущие родители.
Слайд 15Родительские вечера
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Слайд 16 Родительские тренинги
Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают
проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Слайд 17Родительский ринг
Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского
коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Слайд 18Групповые формы работы
Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей
по различным признакам:
— актив родителей (класса, школы);
— родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;
— родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.
Слайд 19Индивидуальные формы работы
Беседа
Посещение на дому
Консультация-размышление
Индивидуальные собеседования
Выполнение индивидуальных поручений
Переписка
Телефонный разговор