Слайд 1
Тема: ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ.
ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ ТОМУ, ЧТО МЫ ВИДИМ
?
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
УЧЕНИЦЫ 5-го КЛАССА «В»
НОУ ЦО «ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА»
ИВАНОВОЙ МАРИИ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КАЦЕВИЧ НАТАЛЬЯ ФЕЛИКСОВНА
Слайд 2
Актуальность работы
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью
зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос я искала в своей научно-исследовательской работе.
Слайд 3Цель
исследовательской работы
Изучить разные виды иллюзий
Задачи:
1. Узнать, действительно ли реальный
мир именно таков, каким мы его видим.
2.Выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.
3. Посетить музей Иллюзий для обучения практическим навыкам поисковой, исследовательской деятельности.
Слайд 4Гипотезы:
1.Реальный мир таков, каким мы его видим.
2.Не всегда то, что мы
видим , на самом деле является таковым.
Слайд 5Что такое иллюзии?
Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.
В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение".
Слайд 6
90% информации приходит в наш мозг через глаза. Человек не всегда
может реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
Слайд 7Человеческий глаз-не идеальный оптический аппарат, то есть мы не всегда должны
доверять увиденному. Иллюзия существует и поэтому человек не всегда может правильно оценить увиденную ситуацию. Со временем, по мере накопления знаний о предметах в целом, наше видение мира меняется. Возникает противоречие между тем, что видят наши глаза, и тем, что знаем о предмете наблюдения. Поэтому на одни и те же иллюзии по-разному реагируют люди. Известно, что восприятие иллюзий очень индивидуально: то что видят одни, не видят другие.
Слайд 8Иллюзии
Выделяют три основных
группы иллюзий:
-природные;
-искусственные;
-смешанные
Слайд 9
Природные иллюзии
Индеец в скале, Франция
Слайд 10«Плачущее лицо» на леднике, Норвегия.
Слайд 11Остров-скрипка, Коста-Рика, Никарагуа
Слайд 12
Полярный медведь в камне
Трудно поверить, что скульптором фигуры полярного медведя выступает
природа. Вода и ветер создали причудливые формы камней на побережье острова Изола Маддалена - самого крупного острова одноименного итальянского архипелага Ла Маддалена (Сардиния).
Слайд 14
Смешанные иллюзии
Это самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и
известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот “обман” создается человеком.
Слайд 16Виды иллюзий
-зрительные искажения;
-цвет и контраст;
-восприятие глубины;
-перевёртыши;
-двойственные образы;
-распознание образов;
-фигура и фон;
-движение;
-иллюзии восприятия
размера
Слайд 17Оптические иллюзии, зрительные искажения
Иллюзия Геринга (иллюзия веера)
Слайд 18Иллюзии цвета и контраста
Иллюзия мерцающей решётки. Белые кружки кажутся мигающими, не
правда ли?
Слайд 19Кажущиеся фигуры
Как расположен журнал?
Обложкой к вам или наоборот?
Видите ли вы здесь куб?
Слайд 20ИЛЛЮЗИИ - ПЕРЕВЁРТЫШИ
Старик или ...
Слайд 23Иллюзия-фигура и фон
Найдите 9 панд Найдите 4-х волков
Сколько здесь животных?
Слайд 25
Расщирение скачками
Смотрите на изображение, но постарайтесь не "сломать" глаза. Вы увидите
скачкообразное движение.
Слайд 27Иллюзии восприятия размера
Две дуги
Фигуры кажутся разными по размеру ?
Присмотритесь внимательно, фигуры
Слайд 28исследования учащихся
начальной школы
Среди учащихся 1-3 классов выборочно был
проведён следующий эксперимент: необходимо было подсчитать количество ног у слона, изображённого на рисунке.
Слайд 30Восприятие иллюзий размера
Учащимся 5-х классов было предложено ответить на вопросы теста,
глядя на рисунки: Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий-
иллюзия Мюллера-Лайера
Большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. А что увидели учащиеся нашей школы?
Слайд 31Ответы учащихся 2-5-х классов
Всего исследование прошли 25 учащихся начальной и средней
школы
А) Верхний отрезок больше нижнего? 10 уч-ся
Б) Нижний отрезок больше верхнего? 0 уч-ся
В) Отрезки равны- 15 уч-ся (верный ответ)
Слайд 32Итоги исследования
Эксперименты показали, что мы не всегда видим то, что есть
на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведённый анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключить логику и производить измерения.
Слайд 33Выводы
1.Наше зрение несовершенно, и иногда мы видим не то, что
существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные восприятия, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемо мышлением и практикой, даёт нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира.
Слайд 34
2.С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного
восприятия обладают разной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит это о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.
3.С помощью данной работы мы смогли рассмотреть разные виды иллюзий и провели их классификацию. Мы смогли ответить на вопрос «Всегда ли можно верить своим глазам?». Зная особенности зрения, человек может анализировать полученную информацию, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение реально.
Слайд 35
4.Подобные знания могут избавить нас от неприятностей, связанных со зрительными обманами,
дают возможность понять причины природных явлений.
5.Не стоит забывать, что иллюзии сопровождают нас в течении всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.