Презентация, доклад нарушения чтения и письма

Презентация на тему Презентация нарушения чтения и письма, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 15 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВподготовила учитель-логопед Беспалова
Текст слайда:

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

подготовила учитель-логопед Беспалова Г.Н


Слайд 2
Дисграфия и дислексия – что это такое?Дислексией в психоневрологии называют
Текст слайда:

Дисграфия и дислексия – что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего


Слайд 3
Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать
Текст слайда:

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.


Слайд 4
Упражнения по дисграфии:Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:1. Ежедневно в течение 5 мин
Текст слайда:

Упражнения по дисграфии:

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.



Слайд 6
Упражнения по дислексииИГРЫ С БУКВАМИ 	Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ
Текст слайда:

Упражнения по дислексии

ИГРЫ С БУКВАМИ
 
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.
Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
 
Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
 
Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
 
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».


Слайд 7
РАБОТА СО СЛОГАМИ. «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены,    в игровой
Текст слайда:

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

«Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены,
в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)
Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.
«Узнай буквы и составь слог»
«Цветы» (чтение слогов на лепестках)
«Слова рассыпались на слоги»
«Соедини слоги в слова»
«Забей мяч в ворота»
Для развития боковых полей зрения игры – «Пирамида» - глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов, «Точка в центре» - не отрывая глаз от точки, найти определённую букву по инструкции педагога.

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:
Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим)
Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.


Слайд 8
РАБОТА СО СЛОГАМИЧтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах
Текст слайда:

РАБОТА СО СЛОГАМИ

Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.
«Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
«Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами)
«Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)



Слайд 9
РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ. АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. Чтение слов, отличающихся одной
Текст слайда:

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ. АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами.
Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.
Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.
Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:
а) запомнить как можно больше слов;
б) запомнить гласные в словах.
После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти).
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


Слайд 10
РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ. АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.							(см. ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст слайда:

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ. АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Чтение форм одного и того же слова.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Чтение однокоренных слов.
Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером.
(Пособие «Семьи родственных слов»)
Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2 – 3 группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».
Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.
  При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.
Составление слов из их частей.
Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять)
Пред началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например: дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).
Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.


Слайд 11
От механического чтения к пониманию прочитанного.ДетиДети маленькие.Дети маленькие гуляли.Дети маленькие гуляли в лесу.
Текст слайда:

От механического чтения к пониманию прочитанного.

Дети
Дети маленькие.
Дети маленькие гуляли.
Дети маленькие гуляли в лесу.


Слайд 12
От механического чтения к пониманию прочитанного.
Текст слайда:

От механического чтения к пониманию прочитанного.


Слайд 13
Методическая литература
Текст слайда:

Методическая литература


Слайд 14
Методическая литература
Текст слайда:

Методическая литература


Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Текст слайда:

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть