Слайд 1 Наркомания
подростков
МБОУ СОШ №9
учитель истории Лихачева Ольга Михайловна
Слайд 2Традиционно Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие)
– болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).
Слайд 3Наркомания – это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом
психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).
Слайд 4Наркомания – это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья,
неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин).
Слайд 5Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова).
Слайд 6Наркомания – заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и
обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).
Слайд 7Мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном
влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.
Слайд 9Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А.
Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Слайд 10Личностные факторы включают:
успешность в реализации своих стремлений;
осознание жизненной перспективы;
отношение к возможности употребления наркотиков;
отношение к насилию;
уровень эмоциональной зрелости;
сформированность системы ценностей и привязанностей;
наличие кризисных ситуаций;
уровень притязаний и самооценка;
наличие непреложных авторитетов.
Слайд 12К семейным факторам относят:
систему распределение ролей, прав и -обязанностей в семье;
уровень конфликтности в семье;
семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
родительские ожидания;
компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
созависимость.
Слайд 13
Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники
зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.
Слайд 14Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и
мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Слайд 15Третья группа факторов наркотизации детей и подростков – социальные факторы –
весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.
Слайд 16Диаграмма
"Источники знакомства
с наркотическими веществами."
Слайд 17Так, к общесоциальным факторам причисляют: 1.нормы, политику и законодательство в отношении
наркотиков;
2.общественные традиции, доступность наркотиков;
3.неблагоприятный социально-экономический климат;
4.позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;
5.законодательство в области молодежной политики;
6.развитость системы социально-психологической помощи молодежи;
7.организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.
Слайд 19Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:
отношение «значимого окружения» к
употреблению наркотиков;
уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический -климат подростковой группы;
роль подростка в группе сверстников;
широта круга общения;
отношение подростковой группы к взрослым;
ценностные ориентиры подростковой группы.
Слайд 21«Школьные» факторов, к которым исследователи относят:
1.успеваемость подростков, их желание учиться, 2.регулярное
посещение школы;
3.частая смена школы;
4.участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;
5.отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;
6.участие педагогов в профилактике наркомании;
связь между семьей и школой;
7.участие подростков в школьном самоуправлении.
Слайд 23Распространение подростковой наркомании в последние годы прогрессирует с большой скоростью. Дискотеки,
клубы, школы - места, где дети могут приобрести первую дозу. Число зависимых школьников за 10 лет увеличилось в 18 раз.
Слайд 24Практически всегда подростки сами делают выбор относительно приема наркотиков. Чаще всего
на такой безнадежный и необдуманный шаг их толкает отсутствие какой-либо радости от мира, в котором они живут. Всем нам известно, что наркомания подразумевает мир иллюзий. Очутившись хотя бы раз в этом «великолепии», молодые люди уже не могут от этого отказаться.
Слайд 26
Обычно дети начинают карьеру наркомана с токсикомании. Родителям стоит насторожиться, если
ребенок курит в возрасте 6-7 лет. Это говорит о том, что у него есть склонность к наркотической зависимости. В этом случае следует обратиться к психологу, который поможет скорректировать проблему, чтобы она в дальнейшем не переросла в беду
Слайд 28Следует заметить, что даже после первого раза может развиться зависимость. Спустя
некоторое время (неделя-месяц) у подростка начинаются явно проявляться первые признаки наркомании. У него возникают серьезные проблемы с учебой, учащаются прогулы, споры с учителями. Поздние возвращения домой, новые знакомые, стремление остаться в одиночестве, частая раздражительность, нарушения аппетита и сна должны насторожить родителей.
Слайд 30Если же с Вашим ребенком случилась беда, тогда пора браться за
его лечение. Помните, вылечиться от наркомании очень тяжело. Сам подросток никогда на это не решится. А если даже и решиться, то не сможет пройти весь путь до конца. Именно поэтому во время лечения подростка от наркомании рядом с ним постоянно должны находиться близкие ему люди, которые смогут в нужный момент его остановить. Поверьте, придет момент, и он скажет Вам спасибо.