Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Голубева Ю.
Копейкина Н.
31 гр. ЕГФ
Слайд 2Понятие о методологии педагогической науки
Методология – учение о структуре, логической
организации, методах и средствах деятельности – выступает необходимым компонентом всякой деятельности.
Слайд 3Выделяют 4 уровня
1) философский, содержащий общие принципы познания и категориальный строй науки
в целом;
2) общенаучный, представляющий собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин;
3) конкретно-научный, объединяющий совокупность теоретических концепций, используемых в той или иной науке;
4) технологический, представленный совокупностью принципов и процедур исследования в рамках конкретной науки.
Слайд 4Движущие силы и логика воспитательного процесса
Воспитание – сложный динамический процесс,
поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному).
Слайд 5 Уровни развития ребенка по Л.С. Выготскому.
1) уровень «актуального развития», отражающий
наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Слайд 6Научные подходы как методологические основы воспитания
В современной педагогике наиболее значимыми
научными подходами выступают аксиологический, деятельностный, личностный, системный, целостный.
Слайд 7Базовые теории воспитания и развития личности
Чарлз Хортон Кули (1864–1929)
Он
считал, что личность формируется на основе взаимодействий людей с окружающим миром, в процессе чего люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я думаю, что все слушали мое выступление»; 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я думаю, что многим не понравилось мое выступление»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («В следующий раз надо будет подготовиться лучше»).
Слайд 8Зигмунд Фрейд
(1856–1939)
3. Фрейд выделяет три части в психической структуре личности:
1) Ид («Оно») – источник энергии, направленной на получение удовольствия; 2) Эго («Я») – контроль за поведением человека, помогающий ему ориентироваться в окружающем мире на основе принципа реальности;
3) Супер-Эго («Сверх-Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственную или оценочную функцию, регулирующий поведение личности и стремящийся усовершенствовать ее в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Слайд 9Жан Пиаже
(1896–1980)
Стадии когнитивного развития:1) в период от рождения до
2 лет (сенсомоторная стадия) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) в период от 2 до 7 лет (предоперациональная стадия) дети учатся различать символы и их значения; 3) в период от 7 до 11 лет (стадия конкретных операций) дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками; 4) в период от 12 до 15 лет (стадия формальных операций) дети могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.
Слайд 10Лоуренс Кольберг
(1927–1987)
6 стадий нравственного развития :
1) ребенок еще не
усвоил понятия о хорошем и плохом, а лишь стремится избежать наказания; 2) не различая понятия о хорошем и плохом, ребенок стремится заслужить поощрение; 3) человек отчетливо осознает мнения других и стремится действовать так, чтобы завоевать их одобрение;
4) человек осознает интересы общества и правила поведения в нем; 5) человек осмысливает возможные противоречия между различными нравственными убеждениями; 6) у человека формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.
Слайд 11Джона Дьюи (1859–1952),
теория инструментализма
1) умственные и физические свойства индивида
передаются по наследству, следовательно, в воспитании их не надо выявлять, а затем развивать через учебную программу; 2) необходимо подчинять учебно-воспитательный процесс интересам и желаниям ребенка; 3) не педагог ведет ребенка, а ребенок ведет педагога за собой.
Слайд 12Антон Семенович
Макаренко (1888–1939)
В педагогической теории и практике А. С.
Макаренко:
1) дано определение сущности коллектива
2) сформулированы основные признаки коллектива
3) описана технология формирования коллектива.
Слайд 13Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
Ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве
и сотворчестве педагогов и учащихся.
Слайд 14Концепция свободного воспитания – это направление в педагогической теории и практике,
рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Слайд 15Жан Жак Руссо
(1712–1778),
Считал что,основным источником развития личности выступает не
обширность знаний, а умение самостоятельно и с толком распоряжаться ими.
Слайд 16Лев Николаевич Толстой (1828–1910).
Созданная Л. Н. Толстым Яснополянская школа опиралась
на следующие принципы: 1) воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно, невозможно; 2) воспитание портит, а не исправляет людей; 3) чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.
Слайд 17Концепция коммунистического воспитания молодежи
Основные черты воспитательного процесса:
1) стандартизация воспитательного процесса,;
2) универсальность в построении методик воспитательного воздействия, игнорирующих индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников; 3) императивный стиль управления деятельностью воспитанников,; 4) представление воспитанника как объекта педагогических воздействий, а воспитателя – как функционера, 5) монологизированное воздействие, при котором основным методом воспитания выступает беседа; 6) ролевое взаимодействие в педагогическом процессе, 7) игнорирование внутреннего мира личности, произвол, навязывание педагогом своих законов при осуществлении педагогического воздействия; 8) осуществление воспитательного процесса как набора «мероприятий для детей», а не как деятельность самих детей.
Слайд 18Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся,
устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.
Слайд 19Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической
и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Слайд 20Внутренние закономерности
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и
средства воспитания закономерно связаны между собой;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания;
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве
Слайд 21Требования принципов воспитания:
– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы
воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;
– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;
– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.
Слайд 22Принципы воспитания.
1.Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии
каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям
Слайд 23Принципы воспитания.
2. Принцип природосообразности -воспитание должно основываться на научном понимании естественных
и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя.
Слайд 24Принципы воспитания.
3. Кулътуросообразностъ -в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал,
что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип кулыуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип кулыуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Слайд 25Принципы воспитания.
4. Принцип гуманизации -гуманизации основан на отношении к человеку как
к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
Слайд 26Принципы воспитания.
Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с
характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе.