Презентация, доклад на классный час на тему методологические основы воспитания

Содержание

Понятие о методологии педагогической науки Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности – выступает необходимым компонентом всякой деятельности.

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Голубева Ю.
Копейкина Н.
31 гр. ЕГФ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ Голубева Ю.Копейкина Н.31 гр. ЕГФ

Слайд 2Понятие о методологии педагогической науки
Методология – учение о структуре, логической

организации, методах и средствах деятельности – выступает необходимым компонентом всякой деятельности.
Понятие о методологии педагогической науки Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности –

Слайд 3Выделяют 4 уровня
1) философский, содержащий общие принципы познания и категориальный строй науки

в целом;
2) общенаучный, представляющий собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин;
3) конкретно-научный, объединяющий совокупность теоретических концепций, используемых в той или иной науке;
4) технологический, представленный совокупностью принципов и процедур исследования в рамках конкретной науки.
Выделяют 4 уровня1) философский, содержащий общие принципы познания и категориальный строй науки в целом;2) общенаучный, представляющий собой теоретические концепции,

Слайд 4Движущие силы и логика воспитательного процесса
Воспитание – сложный динамический процесс,

поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному).
Движущие силы и логика воспитательного процесса Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие

Слайд 5 Уровни развития ребенка по Л.С. Выготскому.
1) уровень «актуального развития», отражающий

наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Уровни развития ребенка по Л.С. Выготскому.1) уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических функций ребенка, которые

Слайд 6Научные подходы как методологические основы воспитания
В современной педагогике наиболее значимыми

научными подходами выступают аксиологический, деятельностный, личностный, системный, целостный.
Научные подходы как методологические основы воспитания В современной педагогике наиболее значимыми научными подходами выступают аксиологический, деятельностный, личностный,

Слайд 7Базовые теории воспитания и развития личности
Чарлз Хортон Кули (1864–1929)
Он

считал, что личность формируется на основе взаимодействий людей с окружающим миром, в процессе чего люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я думаю, что все слушали мое выступление»; 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я думаю, что многим не понравилось мое выступление»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («В следующий раз надо будет подготовиться лучше»).
Базовые теории воспитания и развития личности Чарлз Хортон Кули (1864–1929) Он считал, что личность формируется на основе

Слайд 8Зигмунд Фрейд (1856–1939)
3. Фрейд выделяет три части в психической структуре личности:

1) Ид («Оно») – источник энергии, направленной на получение удовольствия; 2) Эго («Я») – контроль за поведением человека, помогающий ему ориентироваться в окружающем мире на основе принципа реальности;
3) Супер-Эго («Сверх-Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственную или оценочную функцию, регулирующий поведение личности и стремящийся усовершенствовать ее в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Зигмунд Фрейд  (1856–1939) 3. Фрейд выделяет три части в психической структуре личности: 1) Ид («Оно») – источник энергии,

Слайд 9Жан Пиаже (1896–1980)
Стадии когнитивного развития:1) в период от рождения до

2 лет (сенсомоторная стадия) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) в период от 2 до 7 лет (предоперациональная стадия) дети учатся различать символы и их значения; 3) в период от 7 до 11 лет (стадия конкретных операций) дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками; 4) в период от 12 до 15 лет (стадия формальных операций) дети могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.


Жан Пиаже  (1896–1980) Стадии когнитивного развития:1) в период от рождения до 2 лет (сенсомоторная стадия) формируется

Слайд 10Лоуренс Кольберг (1927–1987)
6 стадий нравственного развития :
1) ребенок еще не

усвоил понятия о хорошем и плохом, а лишь стремится избежать наказания; 2) не различая понятия о хорошем и плохом, ребенок стремится заслужить поощрение; 3) человек отчетливо осознает мнения других и стремится действовать так, чтобы завоевать их одобрение;
4) человек осознает интересы общества и правила поведения в нем; 5) человек осмысливает возможные противоречия между различными нравственными убеждениями; 6) у человека формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.
Лоуренс Кольберг  (1927–1987) 6 стадий нравственного развития :1) ребенок еще не усвоил понятия о хорошем и

Слайд 11Джона Дьюи (1859–1952),
теория инструментализма
1) умственные и физические свойства индивида

передаются по наследству, следовательно, в воспитании их не надо выявлять, а затем развивать через учебную программу; 2) необходимо подчинять учебно-воспитательный процесс интересам и желаниям ребенка; 3) не педагог ведет ребенка, а ребенок ведет педагога за собой.
Джона Дьюи (1859–1952), теория инструментализма 1) умственные и физические свойства индивида передаются по наследству, следовательно, в воспитании

Слайд 12Антон Семенович Макаренко (1888–1939)
В педагогической теории и практике А. С.

Макаренко:
1) дано определение сущности коллектива
2) сформулированы основные признаки коллектива
3) описана технология формирования коллектива.
Антон Семенович  Макаренко (1888–1939) В педагогической теории и практике А. С. Макаренко: 1) дано определение сущности

Слайд 13Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970)
Ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве

и сотворчестве педагогов и учащихся.
Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) Ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся.

Слайд 14Концепция свободного воспитания – это направление в педагогической теории и практике,

рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Концепция свободного воспитания – это направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка,

Слайд 15Жан Жак Руссо (1712–1778),
Считал что,основным источником развития личности выступает не

обширность знаний, а умение самостоятельно и с толком распоряжаться ими.
Жан Жак Руссо  (1712–1778), Считал что,основным источником развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно

Слайд 16Лев Николаевич Толстой (1828–1910).
Созданная Л. Н. Толстым Яснополянская школа опиралась

на следующие принципы: 1) воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно, невозможно; 2) воспитание портит, а не исправляет людей; 3) чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Созданная Л. Н. Толстым Яснополянская школа опиралась на следующие принципы: 1) воспитание как

Слайд 17Концепция коммунистического воспитания молодежи
Основные черты воспитательного процесса:
1) стандартизация воспитательного процесса,;

2) универсальность в построении методик воспитательного воздействия, игнорирующих индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников; 3) императивный стиль управления деятельностью воспитанников,; 4) представление воспитанника как объекта педагогических воздействий, а воспитателя – как функционера, 5) монологизированное воздействие, при котором основным методом воспитания выступает беседа; 6) ролевое взаимодействие в педагогическом процессе, 7) игнорирование внутреннего мира личности, произвол, навязывание педагогом своих законов при осуществлении педагогического воздействия; 8) осуществление воспитательного процесса как набора «мероприятий для детей», а не как деятельность самих детей.
Концепция коммунистического воспитания молодежи Основные черты воспитательного процесса:1) стандартизация воспитательного процесса,; 2) универсальность в построении методик воспитательного

Слайд 18Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся,

устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.
Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами

Слайд 19Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической

и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей

Слайд 20Внутренние закономерности
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и

средства воспитания закономерно связаны между собой;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания;
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве
Внутренние закономерности • воспитание всегда связано с обучением;• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой;• эффективность

Слайд 21Требования принципов воспитания:
– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы

воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;
– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;
– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.
Требования принципов воспитания:– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный

Слайд 22Принципы воспитания.
1.Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии

каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям
Принципы воспитания. 1.Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач,

Слайд 23Принципы воспитания.
2. Принцип природосообразности -воспитание должно основываться на научном понимании естественных

и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя.
Принципы воспитания.2. Принцип природосообразности -воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими

Слайд 24Принципы воспитания.
3. Кулътуросообразностъ -в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал,

что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип кулыуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип кулыуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Принципы воспитания.3. Кулътуросообразностъ -в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия

Слайд 25Принципы воспитания.
4. Принцип гуманизации -гуманизации основан на отношении к человеку как

к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
Принципы воспитания.4. Принцип гуманизации -гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права

Слайд 26Принципы воспитания.
Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с

характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе.
Принципы воспитания.Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть