Слайд 2«Музыка обладает магической силой и
может усмирить дикаря, смягчить
камень или согнуть кряжистый
дуб».
У. Конгрив, британский драматург, XVII век
Слайд 3 В первую очередь прослушивание
музыки влияет на
наше эмоциональное и
чувственное восприятие, что дает
мощный импульс всем остальным
Действующим системам человека. В
Более спокойном состоянии человек
уже трезво размышляет, тоньше
понимает события вокруг, неосознанно
включает интуицию. Все это
существенно влияет на качественные
характеристики физического тела.
Каким-то невероятным образом
человеку становиться лучше, он
становится бодрее, умнее и веселее, что
сейчас необходимо каждому из нас.
Музыкотерапия – это исцеление музыкой.
Слайд 4Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3.
Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
Слайд 5 Любое воздействие извне
на человеческий организм играет свою роль. Слух воспринимает
определенные звуки и это влияет не только на какие-то фрагменты в мозгу, а на все тело целиком. Психика – неотъемлемая часть нашего сознания, с помощью нее мы воспринимаем наши проблемы и решаем текущие дела. Если психика нарушена, нарушается работа всего организма, поэтому очень важно поддерживать ее в стабильном состоянии. Чтобы не доводить себя и свой организм до крайне неуравновешенного состояния, следует проводить хоть иногда профилактику в виде релаксации и полного расслабления, в чем и помогает музыка.
Взаимодействие музыки и психики
Слайд 6
Музыкотерапия - это
метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.
Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века, было доказано, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает, наоборот, прямопротивоположный эффект и вредна как для слуха, так и для нервной системы.
Слайд 7А.Томатис пришел к поразительному открытию:
«Ухо предназначено не только для того,
чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело.
Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков».
Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект. Учёные из США выяснили, что музыка помогает в чтении, концентрации внимания и улучшении кратковременной памяти.
Особые результаты были отмечены у детей дошкольного возраста.
Слайд 8 Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой,
повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
О том, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется - ученые заметили давно .Ее действие на некоторых людей бывает даже острее, чем слово.
Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.
В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия.
Слайд 9 Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, учёные
отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать работоспособность, развивать художественные способности и способности к учебе, а самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, больными на такие болезни как синдром Дауна, ДЦП и другие.
Слайд 10
В последние годы
заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей - инвалидов посредством музыкотерапии, которая рассматривается, как синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности.
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Слайд 11
Положительные эмоции при
музыкальном прослушивании, “художественное наслаждение”, по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.
Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. Практика работы подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка.
Слайд 12Различают три основные формы музыкотерапии
Рецептивная музыкотерапия
(пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Слайд 13Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии
Основные направления
коррекционного действия музыкотерапии
Регулирующее влияние на психовегетативные процессы
Повышение эстетических потребностей
Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей
Слайд 14
Эффект Моцарта
Моцарт – один из музыкальных гениев,
которые создали божественную музыку.
Если искусство настоящее, оно будет жить
вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует
нас и исцеляет наши души. Музыка Моцарта
создана для исцеления души, для
расслабления и углубления во внутрь себя.
Само явление под названием «эффект
Моцарта» приобрело свою популярность
благодаря тому, что классическая музыка
оказывает не только эстетическое влияние
на человека, но и целебное воздействие на
весь организм в целом. Поэтому такому
феномену уделили много внимания и времени
и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.
После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.
Слайд 16Звуки природы
Эффект успокоения, снятия тревожности здесь связан, на наш взгляд,
с тем, что все эти природные звуки сопровождали спокойную бытовую деятельность многих поколений и закрепились в «генетической» памяти как сигналы безопасности и благополучия
Слайд 17Звуки природы и музыка
Вторая тематика – звуки
природы в сочетании с музыкой. В программах «Море любви», «Море покоя», «Любовь дельфина», «Морские мечты», «Мистическое море» представлены нежное звучание гитары, гобоя, флейты, фортепиано на фоне шелеста морских волн. Программы «Летний полдень», «Очарованный соловей», «Шепчущие пески» содержат мелодии на фоне пения птиц.
Слайд 18New Age
Третья тематика – произведения композиторов-профессионалов в музыкотерапии, таких как Карунеш
(«Симфония сердца», «Небесная даль», «Чайная церемония»), Анугама («Открытое небо»), Гомер Эванс («Музыка для здоровья», «Музыка счастья») и др. Их произведения обладают выраженным оздоровительным действием.
Слайд 19Классическая музыка
Четвёртая тематика – классическая музыка прошлых времён, обладающая успокаивающим эффектом.
Это, в основном, произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Штрауса, Чайковского и др.
Слайд 20Мягкая инструментальная музыка
Пятая тематика – мягкая инструментальная музыка
в обработке таких высокопрофессиональных оркестров и исполнителей, как оркестр Поля Мориа, Джеймса Ласта, Фаусто Папетти, Френсиса Гойи и др.
Слайд 21Этническая музыка
Шестая тематика – задушевные народные песни, этническая
и мантровая медитативная музыка.
Слайд 22А в Японии …
Здесь
следует упомянуть, что в Японии работает
радиовещательная программа, которая ежедневно с 5 до 6 часов утра передаёт на всю страну утреннее пение птиц, тем самым, давая людям возможность приобщиться к природе, позитивно настроиться на дела предстоящего дня и включить в свою жизнедеятельность элементы здорового образа жизни.
Слайд 23Действие музыки на организм человека
Снимает неврозы и раздражительность - «Лунная
соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя.
Успокаивает, уменьшает чувство тревоги, нерешительности – вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса.
Способствует росту умственных способностей – музыка Моцарта.
Нормализует работу мозга – прослушивание сюиты «Пер Гюнта»
Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса.
Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена. Из эстрадной музыки можно отметить музыку Демиса Руссоса, Хулио Иглессиаса, песню Александры Пахмутовой – «Беловежская пуща», оркестр Поля Мориа.
Слайд 24 Во время занятий с использованием музыкотерапии можно моделировать
эмоции: и у агрессивных, неуравновешенных детей формируется чувство внутреннего покоя, радости - создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия детей, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит создается ситуация успеха.
Таким образом, групповая или индивидуальная музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, а также как один из возможных способов познания мира.
Слайд 25Литература
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.
Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., 2001.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: « Феникс» , 2002.- 448 с.
Блаво, Рушель. Новый путь к самоисцелению. — Новосибирск, 2002.
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985.
Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003.
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.
Драганчук В. М. Музика як фактор психокоригування: історичні, теоретичні і практичні аспекти. — К., 2003.
Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.
Клюев А. С. «Музыкотерапия как метод социальной реабилитации». Теоретический журнал "Credo new" , 2009.
Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2002.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.
Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа Плюс». — 2006.
http://credonew.ru/content/category/15/75/61 http://www.bestreferat.ru/referat-183421.htm
lhttp://slovari.yandex.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%E7%FB%EA%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF