Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.
Сасово
Выполнили учащиеся 4 «А класса»
МБОУ СОШ №3
учитель Савельева Н.А.
Проект «История и культура города Касимова»
Слайд 2Цели проекта:
Расширение знаний об архитектуре, культуре и истории г.
Касимова.
Воспитание чувства гордости за родную землю, за родной край. формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, умений работы с большими объёмами информации, умений оценивать и систематизировать её, проводить серьёзные для данной возрастной группы детей логико-теоретические исследования, творчески и кратко излагать выводы устно и письменно;
формирование гражданской позиции учащихся.
Задачи проекта:
развитие у учащихся, объединённых в группы по интересам, способности к самостоятельной, исследовательской, поисковой, творческой, информационной, аналитической, оформительской работе;
развитие навыков работы за компьютером при освоении нового опыта учащимися разных возрастных групп.
.
Слайд 3Касимов - один из древнейших и красивейших городов России. Своеобразие, уникальность
Касимова в том, что это город двух культур, двух религий, двух историй - русской и татарской, богатый памятниками национальной культуры. Он включен в число городов - исторических памятников.
Нам стало интересно познакомиться с историей и культурой старейшего города Касимова.
Для этого мы всем классом отправились в поездку.
Слайд 4Свое современное название город получил во второй половине XV века. Именно
в этот период великий князь московский Василий II Тёмный отдал Городец Мещерский в удел казанскому царевичу Касиму (Касыму), который бежал под защиту Москвы, спасаясь от возникшей в ханстве усобицы. Вместе с Касимом в этот район переселилось много татар. На пожалованных Касиму землях образовалось Касимовское царство, просуществовавшее более 200 лет.
Как свидетельствуют документы, возникновение города относится к 1152 году, когда первые летописи упоминают Городец Мещерский (располагался несколько ниже по течению Оки). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещерский был превращен в крепость. В 1376 году Городец Мещерский разгромили татары. В 1381 г. по соглашению Олега Рязанского с Дмитрием Донским Городец был включен в Московское княжество.После завоевания в 1552 году Иваном Грозным Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства — Сююмбике , которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе.
В 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан Касимовское царство (ханство) перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времён царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей.
Слайд 5С упразднением Касимовского царства строятся каменные православные церкви: Богоявленская, Никольская, Успенская
, Благовещенская, Троицкая. Самая древняя церковь в городе – Ильинская.
Слайд 6На конец XVIII- начало XIX веков приходится творчество самобытного касимовского архитектора
Ивана Сергеевича Гагина. По его планировке в центре города возникла «каменная сказка» - Соборная площадь, на которой были построены Торговые ряды (1830 г.) – памятник далеко незаурядный.
Слайд 7Творчеству Гагина принадлежит также Петровская застава – ампирные колонны на старом
въезде в город со стороны реки Оки.
Слайд 8Разбогатевшие касимовские купцы, подражая екатерининским и александровским царедворцам, строили для себя
особняки, подобные домам дворянских усадеб. Некоторые из этих особняков сохранились до наших дней и являются украшением касимовских улиц. Среди них: дом Наставина (1813 г.) на Соборной площади, дом Шемякина (Кострова, 1844 г.) на ул. Набережной, дом Барковых ( до 1830 г.) на Новом посаде, дом Алянчиковых (начало XIX века).
Слайд 9С образованием татарского царства в городе стали возводиться строения мусульманской архитектуры,
некоторые из них сохранились до наших дней и являются памятниками архитектуры. Ханская мечеть XVIII—XIX веков с минаретом XVI века в г. Касимов Рязанской области, памятник татарской культовой архитектуры. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. С 1930-х гг. здание используется в качестве музея.
Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё. В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети.
Слайд 10Ближе к берегу Оки расположена текия Шах-Али хана, где погребали многочисленных
татарских царей.
Слайд 11В городе работает краеведческий музей (расположен в особняке Алянчикова), музей этнографии
касимовских татар (в здании Ханской мечети), музеи народных ремесел и промыслов, братьев Уткиных, а также «Русский самовар», открытый на базе частной коллекции Михаила Силкова. При входе в музей Алянчикова наше внимание привлекли различные сувениры, сделанные из подручного материала (глины, дерева, натурального камня).
Слайд 13Основной фонд музея насчитывает более 41000 экспонатов, сформировано более двадцати интересных
и самобытных коллекций: этнографическое собрание (русская и татарская этнография), историко-бытовая XX в., живописи, графики и скульптуры, мемориальные (Оленины, Голицины, Башировы) и др. Их изучают и используют в своей работе исследователи разных регионов России.
Слайд 15Музей является членом Ассоциации музеев России, Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации; входит
в Содружество музеев городов Нижней Оки, где были реализованы совместные проекты: "Окна Окландии", "Эпистолярное наследие провинции". С каждым годом работа музея становится всё более заметной и значимой в культурной жизни города и района.
Слайд 17Музей «Русский самовар» был открыт в Касимове в день 850-летия города
– в сентябре 2007 года. Один из самых больших музеев самоваров в России. Даритель этого чуда - Михаил Петрович Силков - увлеченный и щедрый коллекционер. В его коллекции представлены более 400 самоваров различных форм: банкой, вазой, рюмкой, дулей, желудем, яйцом, грушей, шаром и др. занимают целиком две большие комнаты.
В экспозиции музея также представлены сопутствующие чаепитию
предметы русского быта – посуда, подносы, полотенца, люстры, подсвечники. Эти предметы дополняют наши представления о традициях русского чаепития.
Слайд 18Начало выставки - как начало истории самовара - вот так называемая
"кухня" - разделенная внутренними перегородками широкая чаша, нагреваемая, как и самовар, углями. Готовить можно было - первое, второе и чай вскипятить. Вот только зачерпнуть получалось, сняв крышку.
Двустронний рукомойник - как свидетель чей-то близкой жизни - вот так - муж на руку воды польет, вот так - жена. И за стол - к самовару - с двумя краниками - опять же - себе - и дорогой половине, чтобы далеко не тянуться. Потом уже, попозже, такие самовары с двумя отводами разделяли еще и внутренней перегородкой - для чая и кофе.
Слайд 19Каждый самовар в музее - со своей историей - они стоят
в витринах, на полочках старинного резного дубового буфета, на перегородках, разделяющих залы, на ступенях "самоварной" горки - как обрусевшей миниатюрной египетской пирамиды, на камине и просто рядком, на полу - и среди них нет - рядовых.
Слайд 20Вот этот красавец поил чаем за 5 копеек рабочих кузниц -
он стоял в так называемой "обжорке" - по пути с их тяжелой и горячей работы.
Слайд 21Вот огромный самовар с историческим чайником ( по старым фильмам -
с такими чайниками - на станциях - за кипяточком бегали). Этот тульский самовар был сделан мастерами – братьями Баташевыми.
Этот самовар с одной из сибирских станций попал в эшелон адмирала Колчака и долгое время путешествовал с ним.
В этом уголке зала стоит высокий темный буфет, круглый стол, накрытый вышитой скатертью, огромное зеркало в углу. Посмотритесь в неприметное зеркало - оно подарит вам долгую молодость...
Здесь на подносе стоит строгого вида самовар - на ободке клеймо гостиницы "Англетер" - это из номера Сергея Есенина.
Слайд 22Вы не найдете в музее двух одинаковых самоваров - у каждого
уникальные краники, ручки, рисунок изящных поддувал, формы самого "тулова": ваза, чаша, рюмка, шар, желудь...
Слайд 24Вот за ручки этого самовара нужно обязательно подержаться и загадать желание.
Особенного
внимания заслуживают изящные вещицы с забавным названием "бульотки" - это такие маленькие чайнички с керосинками для подогрева
Этот паровозик со свистком (кипяток готов!) можно катать по столу.
Слайд 26О самоваре сочиняли песни, но и не только песни: поэты слагали
стихи, художники писал картины, народ создавал пословицы и поговорки, придумывал загадки.
Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Слайд 28Работу выполнили:
Руководитель проекта:
СавельеваНаталья Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Целевая
группа:
учащиеся 4 «А» класса (17 человек)
МБОУ СОШ №3 г. Сасово