Слайд 1Моя Кабардино- Балкария
( материальная культура кабардинцев и балкарцев)
Подготовила учитель русского языка
и литературы
МКОУ « СОШ» с.п. Дженал Зольского муниципального района КБР
Дзамихова Нушират Саламовна
Слайд 2Материальная культура кабардинцев и балкарцев
Одежда. Пища.
Слайд 3Т. М. Керашев вспоминал: «Адыги ничего не жалели, чтобы как можно
красивее одеть своих дочерей. Они считали, что красивая одежда обязывает девушку вести себя прилично, с достоинством. При этом у них вкус к одежде был изысканный, ничего лишнего они не позволяли. Чувство меры ощутимо присутствовало во всех их нарядах...»
«Дворянки щеголяли в богатых платьях, носили корсеты из тонкого сафьяна с золотом, ходили в красивых башмачках с инкрустациями... К признакам внешней красоты относятся хороший рост, стройность, высокая красивая шея, тонкая талия, узкие маленькие стопы и кисти с длинными пальцами и ногтями, белая кожа с розовым оттенком, высокий лоб, тонкие брови, большие сияющие, светлые или, наоборот, темно-карие миндалевидные глаза с длинными густыми ресницами, белые мелкие зубы, маленький рот... Считается, что девушки и женщины должны также обладать грациозной походкой и изящными манерами»,– пишет Ш. Д. Инал-Ипа в своих очерках.
Слайд 4Начнем с главного субъекта этикета – с мужчины – адыгэлI. Как
он должен был выглядеть в плане адыгэ нэмыс, адыгэ хабзэ, чего от него требовал адыгский этикет. Адыгские племена придавали исключительно важное значение внешнему виду – опрятности, подтянутости, стройности тела. Наличие жировых запасов – считалось признаком, достойным плебея, а не аристократа. В понимании адыгов физическое здоровье ничего не значило без нравственного. Телесная красота богом дана, ее нельзя ставить в заслугу человеку. Человек прежде всего красив делами своими, нравственным поведением. Поэтому настоящий человек, человек, достойный подражания, это тот, который живет своим трудом, беспрестанно трудится, чтобы совершенствовать свое тело и дух.
Адыгэ нэмыс охватывает все аспекты жизни и деятельности мужчины. Так, согласно адыгэ нэмыс мужчина-гражданин должен быть патриотом своей родины, своего народа и всем своим существом быть готовым служить им в первую очередь. И в качестве гражданина он должен обладать мужеством, стойкостью духа, решительностью, находчивостью, чувством верности долгу, ответственности, быть готовым на самопожертвование.
Слайд 5Пища кабардинцев в ХIII-XVIII вв
Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина,
говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя —махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.
Слайд 6Народное творчество
Кабардинцы славятся устными преданиями: сказаниями о богатырях-нартах.
Сказания посвящались борьбе
с поработителями (чинты — мифический народ-захватчик),со стихийными силами природы, которые олицетворялись в виде богов, великанов, чудовищ.
Через весь эпос яркой чертой проходит преклонение перед женщиной, её красотой, умом; любимые образы героинь — красивая, мужественная Сатаней, Адиюх (лучезарные руки), Даханаго (мудрая, воплощение человеческого счастья).
Музыка у кабардинцев, как и устное народное творчество,
богата жанрами. Наряду с современными песнями не забываются и старинные — любовные и героические. Танцы жизнерадостны, полны веселья
Слайд 7«Гостеприимство – добродетель, свято чтимая у древних,
сохранилась и поныне на
Кавказе,
а в особенности у черкес (адыгэ)»,– писал в 1859 году Л. Я. Люлье .
.
«Гость есть святыня в Черкесии, и гостеприимство есть неотъемлемая принадлежность черкесов»,– писал Хан-Гирей.
Великий певец Кавказа М. Ю. Лермонтов в своей известной поэме «Измаил-Бей» писал о черкесах:
Гордились дружбою взаимной;
Там каждый путник находил
Ночлег и пир гостеприимный;
Черкес счастлив и волен был .
Адыгская (черкесская) народная пословица гласит:
«Гость – посланник Бога» (ХьэщIэр тхьэм и лIыкIуэщ).