Слайд 1
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Подготовила: учитель высшей категории
Кушниренко О.В.
МБОУ «Лицей№1
им.А.П. Гужвина г.Камызяк»
Слайд 2
МОНИТОРИНГ
Мониторинг – профессиональная
деятельность по отслеживанию состояния
или развития какого-либо объекта, которая
позволяет оценить
результативность
осуществляемой деятельности и принять
своевременные и обоснованные решения.
Слайд 3Функции психолого-педагогического
мониторинга
• Определение уровня развития того или
иного умения
• Отслеживания динамики развития
образовательных
компетенций по
показателям и в целом
Диагностическая
• Наличие критериев эффективности
решения поставленных задач (что
такое «хорошо»)
Оценочная
• Критерии успешности работы
учителя
Контрольная
Слайд 4Предмет данного мониторинга
метапредметные универсальные
учебные действия на разных этапах
своего формирования.
Регуля-
тивные
УУД
Позна-
вательные
УУД
Комму-
никативные
УУД
Слайд 5Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике
уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Слайд 6Критерии сформированности
основных
видов
универсальных учебных действий:
- показательность конкретного вида универсальных
учебных действий для общей характеристики уровня
развития класса;
- учет системного характера видов универсальных
учебных действий;
- учет возрастной специфики видов универсальных
учебных действий;
- возможности объективирования свойств
универсальных учебных действий при решении
типовой задачи, их качественной и количественной
оценки.
Слайд 7Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных
действий у обучающихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Слайд 8Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ
факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Слайд 9Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия младших школьников;
Психолого- педагогические условия обучения;
Педагогические технологии, используемые
в начальной школе.
Слайд 10Условия реализации программы мониторинга
банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Слайд 11Срок реализации программы
4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга
представляет собой лонгитюдное исследование(научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени) направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Слайд 12Какую информацию получает
учитель?
Слайд 13Области применения данных мониторинга:
данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной
коррекции учебно- воспитательного процесса.
Слайд 14
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Слайд 15Список методик для мониторинга
«Лесенка» (1- 4 класс).
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
( 3 - 4 класс.)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Слайд 16
Диагностические методики
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1-
4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Слайд 17
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
(Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена
для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Слайд 18
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель:
диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Слайд 19
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Цель: выявить нравственные представления
учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Слайд 20
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества
(самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Слайд 21
Методика КТО Я? (модификация методики Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.
Оцениваемые
УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Слайд 22Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД:
личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Слайд 23
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие
смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.
Слайд 24Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации
Цель:
методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, самоопределения школьников.
Форма: методика (заполняется учителем).
Слайд 25
Опросник мотивации
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: опросник.
Слайд 26Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление
адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
Слайд 27
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной
децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)
Слайд 28
Моральная дилемма
( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление
усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания -
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Слайд 29
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации
Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
201 3 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся:
201 3 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся:
Слайд 32
Рекомендации:
Для развития регулятивных способностей необходимы:
развивающие игры на внимание.
занятия по развитию внимания
и памяти.
Для развития коммуникативных способностей нужно:
постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Методика: Карта диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
результаты диагностики:
Слайд 35Рекомендации:
Для развития коммуникативных способностей нужно:
постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности
и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Изучение уровня сформированности внимания и самоконтроля учащихся.
Оцениваемые универсальные учебные действия: Регулятивное действие контроля.
Методика: «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)
Слайд 37 Анализ результатов тестирования:
У 0
% – высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля.
У 22 % (5 человек) – средний уровень сформированности внимания и самоконтроля.
У 78 % (18 человек) – низкий уровень сформированности внимания и самоконтроля.
Для того чтобы успешно справиться с заданием учащимся не требовалось знания правил, но были необходимы внимание и самоконтроль. Типичные ошибки: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.
Рекомендации: рекомендованы развивающие игры и занятия по развитию внимания и памяти.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявить уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей.
Методика: Зрительно-моторный гештальт тест БЕНДЕР
результаты диагностики:
Слайд 39Анализ результатов тестирования:
У 22 % (5 человек) – уровень развития
выше нормы
У 17 % (4 человек) – норма
У 61 % (14 человек) – уровень развития ниже нормы
Рекомендуется дополнительный анализ причин подобной неуспеваемости с использованием других методик.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: С помощью методики изучить самооценку учащихся, т.е. дети оценивают себя, свои
возможности, свои способности, черты своего характера и т.д.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Методика: измерение самооценки по методике Дембо – Рубинштейн.
результаты исследования:
Слайд 41Анализ: Из 23 обследуемых учащихся было выявлено:
У 34 % (8 человек)
- Завышенная самооценка, это дети которые во всем стремятся быть лучше других, иногда могут быть агрессивными по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами.
У 66 % (15 человек) - Адекватная самооценка, т.е. средний уровень. Это в основном активные, находчивые, бодрые, общительные дети, им свойственно чувство юмора, желание идти на контакт.
Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие
результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Методика: Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
Слайд 43
Анализ результатов тестирования:
У 17 % (4 человека) – высокий уровень коммуникативно-речевых
действий. Узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
У 17 % (4 человека) – средний уровень коммуникативно-речевых действий. Имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
У 66 % (15 человек) – низкий уровень коммуникативно-речевых действий. Узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
Рекомендации: Больше вовлекать детей в совместную деятельность для участия в мероприятиях, проходивших в классе, в школе. Хвалить детей, за какие – либо успехи, если даже незначительные в присутствии других учащихся класса.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: Коммуникативные действия.
Методика: Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Слайд 45 Анализ результатов тестирования:
У 22 % (5 человек) – Низкий уровень
коммуникативных действий. Ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
У 56 % (13 человек) – Средний уровень коммуникативных действий. Частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
У 22 % (5 человек) – Высокий уровень коммуникативных действий. Ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
Протокол
от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
цели: Определить степень овладения логическими операциями: выделением существенного,
классификацией, обобщением и аналогией.
методы: Методика исследования словесно-логического мышления.
результаты диагностики:
Слайд 47Анализ диагностики:
Рекомендации: рекомендованы развивающие занятия по развитию логического мышления, внимания и
памяти.
Слайд 48
Протокол
от ___________ 2013__г.
учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Проблема: Выявить уровень школьной мотивации ребенка в школе.
Цель: Изучение школьной мотивации учащихся.
Методика: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой)
Анализ анкеты: В результате исследования были выявлены следующие показатели:
У 17 % - (4 чел.) первый уровень школьной мотивации, т.е. высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У 22 % - (5 чел.) второй уровень школьной мотивации, т.е. хорошая школьная мотивация.
У 48 % - (11 чел.) третий уровень школьной мотивации, т.е. положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
У 13 % - (3 чел.) четвертый уровень школьной мотивации, т.е. низкая школьная мотивация.
У 0 % - (0 чел.) пятый уровень школьной мотивации, т.е. негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Рекомендации: Необходима работа по повышению мотивации учащихся к учебе и заинтересованности в том или ином предмете.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: Действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
Методика: Методика «Моральные дилеммы». (Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи).
Слайд 51
Рекомендации:
Проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться», «права и обязанности
учащихся», «права и обязанности человека», «семейные традиции» и т.п.
Слайд 52
Протокол
от ___________ 2013__г.
учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявить мотивационные предпочтения в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла
учебной деятельности для учащегося.
Методика: «Опросник мотивации»
Слайд 53
анализ анкеты:
0. Пик на
шкале «негативное отношение к школе» – 30% (7 чел.)
1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная -одобрение) – 4%(1 чел.)
2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы – 22% (75 чел.)
3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе – 44% (10 чел.)
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые универсальные учебные действия: Выделение морального содержания действий и ситуаций
Методика: Анкета «Оцени поступок». (Дифференциации конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)).
результатов тестирования:
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявить уровень развития образно-логического мышления.
Оцениваемые универсальные учебные действия: Умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии.
Методика: Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)
Слайд 57
Анализ результатов тестирования:
У 30 % (7 человек) – Уровень образного
мышления достаточно высок. Способность у длительной умственной деятельности хорошая, внимание довольно устойчиво.
У 70 % (16 человек) – Образное мышление развито на среднем уровне, длительная умственная деятельность приводит к сильному снижению концентрации внимания и падению эффективности выполнения задания.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: Коммуникативные действия.
Методика: Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман).
Анализ результатов тестирования:
У 61 % (14 человек) – коммуникация сформирована на высоком уровне.
У 30 % (7 человек) – коммуникация сформирована частично.
У % (2 человека) – коммуникация не сформирована.
Рекомендации: Больше вовлекать детей в совместную деятельность для участия в мероприятиях, проходивших в классе, в школе. Хвалить детей, за какие – либо успехи, если даже незначительные в присутствии других учащихся класса.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Методика: «Лесенка» (составитель В.Г.Щур)
результаты исследования:
Слайд 61
Рекомендации: Несколько советов учителям и родителям, заинтересованным в формировании
адекватной самооценки:
Не оберегать ребенка от повседневных дел, не стремится решать за него проблемы;
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он это заслуживает;
Поощряйте в ребенке инициативу;
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой.
Для детей с неадекватной самооценкой, рекомендую выполнять ряд упражнений, которые помогут им лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к себе. Следующие игры и упражнения: игра «имя», «проигрывание ситуаций», «я и другие», «жмурки», «зеркало», «пошли письмо» и другие.
г . учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цели исследования: - скорость переработки информации;
- развитость произвольного внимания;
- способность к произвольной концентрации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: Регулятивное действие контроля.
Методика: Тест ТУЛУЗ-ПЬЕРОНА
Слайд 63
Анализ результатов тестирования:
У
9 % (2 человека) – высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля.
У 61 % (14 человек) – средний уровень сформированности внимания и самоконтроля.
У 26 % (6 человек) – низкий уровень сформированности внимания и самоконтроля.
У 4 % (1 человек) – очень низкий уровень сформированности внимания и самоконтроля.
Рекомендации: рекомендованы развивающие игры и занятия по развитию внимания и памяти.
2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс
Цель: Выявление адекватности понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: Личное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Методика: Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
(Рефлексивная оценка – казуальная атрибуция неуспеха).
Слайд 65
Анализ результатов тестирования:
У
26 % (6 человек) – преобладает атрибуция «Везение».
У 87 % (20 человек) – ориентация на атрибуции «Способности», «Объективная сложность задания».
У 39 % (9 человек) – ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».