Слайд 1МОДЕЛИРОВАНИЕ- как средство развития связной речи дошкольников.
Речь – величайшее богатство, данное
человеку. И её, как и любое богатство, можно, либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране языка родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью можно использовать специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций. На основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте.
Слайд 2СХЕМЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
Зимние развлечения
Я катаюсь на коньках,
Разгорелись ушки!
Рукавички на руках,
шапка на макушке!
Раз, два – чуть не поскользнулся,
Раз, два – чуть не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали
и по снегу побежали,
Покатились санки вниз –
крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
там канавка впереди.
Надо ездить осторожно
А не то разбиться можно!
Слайд 4“Подарки зимы”. Г.Сапгир.
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый,
лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.
На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.
И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.
Слайд 5“Заяц – портной. С. Михалков.
Серый зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И
к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
- Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.
Слайд 6Повествовательные рассказы
Рассказы цепной структуры.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений,
которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно по цепочке .Это чаще всего повествовательный рассказ .Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема. Рамка отражает подчиненность содержания единой теме. Предметы и лица помещены внутри рамки, что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки внутри рамок обозначают глагольные слова и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее. Дети с интересом работают с такими предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его.
Слайд 10Рассказы-описания
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению
предметов. Сначала дети определяют различия между предметами, а затем переходят к описанию сходных признаков. Здесь также используются схемы для составления описательных и сравнительных рассказов.
Слайд 11СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
Слайд 16СХЕМЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА СКАЗОК
ЛИСА И КУВШИН
(рекомендованная для пересказа в старшей группе
русская народная сказка)
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с
молоком. Подобралась к кувшину лиса, сунула в него голову,
молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из
кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и
говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет, отпусти же меня,
кувшинушка! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл, да и
будет». Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась
лиса: «Погоди же ты, проклятый! Не отстанешь, так я тебя
утоплю». Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-
то утонуть утонул, да и лису с собой потянул.
Слайд 17К. Ушинский
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
(подготовительная группа)
Митя катался на саночках с ледяной горы и
на коньках по замершей реке, прибежал
домой румяный, весёлый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё
зима была.
– Запиши своё желание в мою карманную
книжку, – сказал отец. Митя записал. Пришла весна.
Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по
зелёному
лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
–Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы
всё была весна.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите
записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на
сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил
рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а
вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы
желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же
книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды –
румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
– Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что то же самое он
говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Слайд 18графические схемы для изображения животных.
Слайд 19Использование графических схем при отгадывании загадок
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек
шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк.