Презентация, доклад Методика развития критического мышления

Содержание

Критическое мышлениеРазумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.Д. Браус, Д. Вуд

Слайд 1Критическое мышление
Рудневская Наталия Борисовна
Педагогические технологии

Критическое мышлениеРудневская Наталия БорисовнаПедагогические технологии

Слайд 2Критическое мышление
Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые

возможности.

Д. Браус, Д. Вуд
Критическое мышлениеРазумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.Д. Браус, Д. Вуд

Слайд 3Критическое мышление
Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их

возможного применения.

Линдсей
Критическое мышлениеМышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.Линдсей

Слайд 4Параметры критического мышления:
4
Критическое мышление есть мышление самостоятельное

1
2
3
5
Информация является отправным,
а отнюдь

не конечным пунктом критического мышления

Критическое мышление начинается с постановки
вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить

Критическое мышление стремится
к убедительной аргументации

Критическое мышление есть мышление социальное

Параметры критического мышления:4Критическое мышление есть мышление самостоятельное1235Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышленияКритическое мышление

Слайд 51
4
Научить умению работать с текстом – научным, художественным
Научить создавать собственные

творческие письменные работы

При встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически

2

3

Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации

Задачи обучения технологии критического мышления

14Научить умению работать с текстом –  научным, художественнымНаучить создавать собственные творческие письменные работыПри встрече с новой

Слайд 6из технологии критического мышления выбрать приемы, которые можно использовать для разных

возрастных групп

выявить специальные умения, которые развивает той или иной прием

освоить и реализовать эти приемы при работе с художественными и информационными текстами

разработать и провести систему уроков по технологии критического мышления с использованием данных приемов

разработать рекомендации по использованию данных приемов.

Задачи, которые помогут реализовать задуманное:

из технологии критического мышления выбрать приемы, которые можно использовать для разных возрастных группвыявить специальные умения, которые развивает

Слайд 7Технология критического мышления предполагает:
Перенос акцента с объяснения
нового материала, как основного

способа передачи знаний,
на подходы, отдающие
приоритеты самостоятельному
«добыванию» знаний учащимися

Стимулирование попыток
учащихся к расширению,
проверке и применению в
учебной деятельности
и жизни нового опыта,
новых знаний

Активное использование
предшествующего опыта
и знаний учащихся

Поощрение высказываний
собственной точки зрения,
собственной позиции, обмена
мнениями как между учащимися,
так и между учителем и учениками

Создание условий
для аргументации
сделанных выводов,
суждений, позиций

Облегчение социализации
учащихся

Технология критического мышления предполагает:Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие

Слайд 8Основы методики критического мышления включают
вызов (побуждение)
- актуализировать и обобщить имеющиеся у

ученика знания по данной теме или проблеме;
 - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
 - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
 

.

- получить новую информацию;
 
- осмыслить ее;
 
- соотнести с уже имеющимися знаниями.

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
 
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
 
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
 

осмысление (реализация)

рефлексия (размышление)

Основы методики критического мышления включаютвызов (побуждение)- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или

Слайд 9Любое творчество начинается с постановки проблемы. П. В. Симонов

Актуализация имеющихся у учащихся


знаний и представлений


Пробуждение (вызов) интереса к
изучаемой теме, к получению новой
информации;


Активизация интеллектуальной
деятельности


Постановка учеником собственных
целей обучения

Стадия
вызова

Любое творчество начинается с постановки проблемы. П. В. Симонов Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представленийПробуждение (вызов)

Слайд 10 Стадия вызова

Стадия вызова

Слайд 11Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально

– в парах – группах.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах.

Слайд 12Для того, чтобы изобретать, надо быть в двух лицах. Один образует

сочетание, другой выбирает то, что соответствует его желаниям. Поль Валери


Поддержание интереса к учебной деятельности и интеллектуальной активности



Передача знаний, умений, навыков

Description of the contents
Description of the contents

Достигается необходимое
восприятие учебного знания

Осмысленное понимание и
усвоение нового материала

Получение новой информации

Стадия
осмысления

Учитель

Ученик

Достигается необходимое
восприятие учебного знания

Для того, чтобы изобретать, надо быть в двух лицах. Один образует сочетание, другой выбирает то, что соответствует

Слайд 13 Стадия осмысления

Стадия осмысления

Слайд 14Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа

ведется индивидуально или в парах.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Слайд 15Человек с развитым интеллектом – это человек сомневающийся, деликатный в высказывании

и утверждении своей позиции, ответственный за принятое решение Е. С. Корольков

Максимально полная осознанность изученной информации

Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся,

Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения

Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения

Стадия рефлексии

Человек с развитым интеллектом – это человек сомневающийся, деликатный в высказывании и утверждении своей позиции, ответственный за

Слайд 16 Стадия рефлексии

Стадия рефлексии

Слайд 17Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально – в группах.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально – в группах.

Слайд 18Функции трех фаз технологии развития критического мышления 
Мотивационная  
(побуждение к работе

с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
 Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  Информационная (приобретение нового знания)
  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,   оценка процесса)

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

Функции трех фаз технологии развития критического мышления   Мотивационная   (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса

Слайд 19Методы и приемы критического мышления

Методы и приемы критического мышления

Слайд 20Пример «Сэнквейна»

Ленивый, равнодушный

Дремлет за партой, смотрит в окно,
мечтает

Ученик, разный, всякий, говорит, делает, думает

Хочешь- не хочешь, а наше будущее

Пример «Сэнквейна»             Ленивый, равнодушный

Слайд 21Объясните, почему…?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие…?
На что похоже?
Прием «Толстые и

тонкие вопросы»

Кто? Что?
Когда? Может?
Будет?
Мог ли?
Верно ли?
Согласны ли Вы?

Толстые вопросы

Тонкие вопросы


Объясните, почему…?Почему Вы считаете ...?В чем различие…?На что похоже?Прием «Толстые и тонкие вопросы»Кто? Что?Когда? Может?Будет?Мог ли?Верно ли?Согласны

Слайд 22Прием «Корзина»
Каждый ученик вспоминает и записывает

в
тетради все, что знает по той или иной проблеме.

Происходит обмен информацией в парах или группах.

Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Прием «Корзина»     Каждый ученик вспоминает и записывает в

Слайд 23 Прием «Инсерт»
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна

ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание,
новая информация.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

D

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Прием «Инсерт» Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Знаком «плюс» (+)

Слайд 24Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого

потенциала, собственных учебных приоритетов.

Технология критического мышления предполагает:

Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности.

Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск.

Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.

Изменение роли учителя

Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов.Технология критического мышления

Слайд 25Положительные стороны технологии
Побуждает интерес к теме
Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников

знания
Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать
Повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового
Создает условия для вариативности и дифференциации обучения
Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения
Положительные стороны технологииПобуждает интерес к теме Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знанияОрганизует работу непосредственно с материалом и

Слайд 26Недостаток данной технологии
Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий

в обучении, что является непременным условием.
Недостаток данной технологииНехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.

Слайд 27"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки

меня, и я научусь".

Китайская пословица.

Слайд 28Спасибо за внимание !
Успехов в работе, коллеги!

Спасибо за внимание !Успехов в работе, коллеги!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть