Презентация, доклад методический семинарИспользование методов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Содержание

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский.

Слайд 1Муниципальный этап конкурса «Учитель года Кубани 2019 года»
Конкурсное задание

«Методический семинар»
Презентация педагогического опыта:
«Использование методов технологии критического мышления на уроках истории
и обществознания»

Коробкин Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №39 ст.Юго-Северной.

Муниципальный этап конкурса  «Учитель года Кубани 2019 года»Конкурсное задание    «Методический семинар»Презентация педагогического опыта:«Использование

Слайд 2«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если

у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Слайд 4Человек XXI века
Предприимчивость
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникабельность
Способность видеть и решать проблемы автономно

Способность постоянно учиться
Самостоятельно находить

и применять нужную информацию
Работать в команде
Человек XXI векаПредприимчивостьСамостоятельностьОтветственностьКоммуникабельностьСпособность видеть и решать проблемы автономноСпособность постоянно учитьсяСамостоятельно находить и применять нужную информациюРаботать в команде

Слайд 5 Моя педагогическая

цель:
Создать на уроке условия для проявления познавательной активности, для общекультурного и творческого развития личности в соответствии ФГОС


развития учащихся
Моя педагогическая цель: Создать на уроке условия для

Слайд 6Актуальность
Информация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией

– залог успеха.
ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся критически анализировать информацию
ИТОГ: возможно комерческое и политическое использование низкого уровня сформированности критического мышления, что несёт огромные негативные последствия для страны и общества, в том числе угрозу этнических конфликтов
АктуальностьИнформация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией – залог успеха.ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся

Слайд 7

Проблема


неумение современных обучающихся критически анализировать информацию

Проблеманеумение современных

Слайд 8История технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления разработана в конце

XX века в США:
Ч.Темпл
Д.Стил
К.Мередит
Д.Клустер
Д.Халперн


зарубежный опыт

отечественный опыт

Технология развития критического мышления известна в России с конца ХХ века:
М.В. Кларин
И.О. Загашев
С.И. Заир-Бек
И.В. Муштавинская



История технологии

История технологии  развития критического мышленияТехнология развития критического мышления разработана в конце  XX века в США:Ч.ТемплД.СтилК.МередитД.КлустерД.Халпернзарубежный

Слайд 9
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию

с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. (Педагогический словарь. М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров)


Параметры критического мышления:
критическое мышление есть мышление самостоятельное;
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное.


Понятие и параметры критического мышления

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные

Слайд 10 Развивающий эффект. Условия реализации
Принципы реализации

технологии

реализации творческого потенциала

развития коммуникативной культуры

развития информационной культуры

повышения мотивации обучающихся

формирования собственной гражданской позиции обучающихся

достижения высоких предметных и метапредметных результатов

воспитания социально ответственной и морально развитой личности

Развитие критического мышления создаёт необходимые условия для

здоровьесберегающие технологии;
гуманизм;
уважение к личности ребёнка;
соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся;
системность и целостность работы.

системно-деятельностный подход;
установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков (история и литература, история и биология, история и физика);
сочетание урочной и внеурочных форм деятельности;
обеспечение возможностей рефлексии обучающихся;

Развивающий эффект. Условия реализацииПринципы реализации технологииреализации творческого потенциаларазвития коммуникативной культурыразвития информационной

Слайд 11Базовая модель технологии развития критического мышления
функции:
систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной

информации;
выработка собственного отношения к полученной информации;
анализ собственных мыслительных операций и закрепление методов получения информации
формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

фаза вызова (evocation)

фаза осмысления (realization of meaning)

фаза рефлексии (reflection)

функции:
актуализация имеющихся знаний;
формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации.

функции:
активное получение информации;
осмысление информации;
соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

Базовая модель  технологии развития критического мышленияфункции: систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной информации;выработка собственного отношения к полученной

Слайд 12Формы и методы реализации педагогической технологии
эвристические беседы;
моделирование ситуации;
создание проблемных ситуаций и

поиск путей выхода из них;
«минутка новостей»;
«историческая журналистика»;
игровые методы;
смысловое чтение;
развитие умения воспринимать информацию на слух («смысловое слушание»);
работа с кластерами, схемами, таблицами.

урочные

внеурочные

метод проектов;
исследовательскиеработы учащихся;
экскурсии;
внеклассные мероприятия;
предметные олимпиады
и конкурсы.

Формы и методы реализации технологии

Формы и методы реализации педагогической технологииэвристические беседы;моделирование ситуации;создание проблемных ситуаций и поиск путей выхода из них;«минутка новостей»;«историческая

Слайд 13 Формы и методы реализации технологии
РАБОТА С

ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ

ТЕКСТОВАЯ ФОРМА

УСТНАЯ ФОРМА

«ИНФОГРАФИКА»

ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛ

уровень восприятия

уровень продуцирования

смысловое чтение

«смысловое слушание»

анализ таблиц, схем, графиков

анализ изображений и видеосюжетов

написание эссе, сочинений-описаний

устные ответы обучающихся, дискуссии

составление таблиц, схем, графиков

создание изображения
видеосюжетов

Формы и методы реализации технологииРАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХТЕКСТОВАЯ ФОРМАУСТНАЯ ФОРМА«ИНФОГРАФИКА»ВИЗУАЛЬНЫЙ

Слайд 14Пример задания (урок истории в 8 классе по теме «Эпоха дворцовых

переворотов»). Учащиеся, работая в парах, анализируют схему родословной династии Романовых и на основании её заполняют таблицы.

Пример обратного задания (урок обществознания в 10 классе по теме «Формы социальной динамики»). После работы с текстом (заполнения пропусков) обучающиеся составляют схему и выполняют закрепляющие задания на работу с терминами.

Сочетание работы с информацией в различных формах

Пример задания (урок истории в 8 классе по теме «Эпоха дворцовых переворотов»). Учащиеся, работая в парах, анализируют

Слайд 15ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Работа над понятиями (в сочетании с анализом визуального материала)
Пример 1:

выделение признаков понятия «дворцовый переворот» как формы смены власти. По картинкам обучающиеся называют три способа насильственной смены власти, после чего в беседе с учителем выделяют общее и различное между ними.











Пример 2: выделение групп населения по занятости на рынке труда. Учитель разъясняет схему «группы населения по занятости» и формулирует с учащимися определения основных групп, после чего школьники выполняет задание на анализ конкретных примеров (к какой группе населения отнести каждый пример).

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Анализ социальных реалий (в сочетании с моделированием ситуации)
Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию.

Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников.

Формы и методы реализации технологии

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИРабота над понятиями  (в сочетании с анализом визуального материала)Пример 1: выделение признаков понятия «дворцовый переворот»

Слайд 16ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового

уничтожения. (Петр Капица)

Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика»
Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения.

Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков.
Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления.


Формы и методы реализации технологии

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.  (Петр Капица)Содержание метода. За

Слайд 17

Пример заданий интегрированного тестирования

Прочитайте текст и выполните задания
(А) Абсолютной монархией называют форму правления, при которой все ветви власти находились в руках одного монарха. (Б) В Российской империи XVIII в. законодательная, исполнительная и судебная власть формально полностью принадлежала правителю. (В) В отличие от монархии, в республике высшие должностные лица избираются населением. (Г) После смерти Петра I в России началась эпоха дворцовых переворотов. (Д) Некоторые правители в России в период 1725-1762 гг. пришли к власти с помощью дворцовых переворотов. (Е) Не подлежит сомнению, что государственное управление в эпоху дворцовых переворотов осуществлялось недостаточно эффективно, что негативно сказалось и на развитии российской экономики.
Часть 1. Задания на работу с текстом
1. Какое или какие из приведённых выводов верны?
1) Все правители эпохи дворцовых переворотов формально были абсолютными монархами.
2) Все правители России в период 1725-1762 гг. пришли к власти посредствам дворцовых переворотов.
3) В истории эпохи дворцовых переворотов были монархи, которые получили власть по наследству после смерти предыдущего правителя.
4) В истории эпохи дворцовых переворотов не было ни одного правителя, который правил бы до смерти и при этом умер бы своей смертью.
2. Какое предложение в тексте имеет характер теоретического суждения?
3. Какое предложение в тексте носит характер оценочного суждения?
4. Сделайте умозаключение на основе предложений А и Б.
5. Какое предложение не соответствует основной теме текста и его содержанию?

Пример

Слайд 18Понятийное колесо на уроке обществознания
в 8 классе. Тема «Что такое

общество»

Общество

страна

Богатые и бедные

феодаль-ное

Дворян-ское общество

класс

россияне

люди

Общество собаководов

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»ОбществостранаБогатые и бедныефеодаль-ноеДворян-ское обществоклассроссиянелюдиОбщество собаководов

Слайд 19Стратегия ЗХУ
в лекционной форме

Стратегия ЗХУ в лекционной форме

Слайд 20Урок истории в 9 классе по теме:
“Причины и начало Первой

мировой войны”.
Урок истории в 9 классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.

Слайд 22Графические организаторы: «Кластеры» -
Государство
Форма правления
Территориальное устройство
Политический режим
демократический
федерация
Антидемо
кратическ
унитарное
Абсолют
ная
республика
монархия
ограниченная
парламентск
президентск

Графические организаторы: «Кластеры» - ГосударствоФорма правленияТерриториальное устройствоПолитический режимдемократическийфедерацияАнтидемократическунитарноеАбсолютнаяреспубликамонархияограниченнаяпарламентскпрезидентск

Слайд 23Главным результатом опыта считаю личностное саморазвитие и самоопределение моих учащихся, которые

способны самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы во благо себя, семьи, общества и государства. Он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС нового поколения.

Рефлексия

Главным результатом опыта считаю личностное саморазвитие и самоопределение моих учащихся, которые способны самостоятельно ставить цели и строить

Слайд 26 Результаты по итогам 2017-2018 уч.г.


Результаты по итогам 2017-2018 уч.г.

Слайд 29 Результаты огэ и егэ

за 2017-2018 уч.год
Результаты огэ и егэ за 2017-2018 уч.год

Слайд 30Новые победы в 2018-2019 УЧЕБном ГОДУ

Новые победы в 2018-2019 УЧЕБном ГОДУ

Слайд 31Список литературы.
1.Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших

классах”.  // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
2. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
4. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
5. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
6. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
7. Из изученной литературы в своей работе я использую ссылки на источник (3): Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
Список литературы.1.Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”.  // “Преподавание истории и обществознания

Слайд 32Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть