Презентация педагогического опыта:
«Использование методов технологии критического мышления на уроках истории
и обществознания»
Коробкин Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №39 ст.Юго-Северной.
Коробкин Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №39 ст.Юго-Северной.
зарубежный опыт
отечественный опыт
Технология развития критического мышления известна в России
с конца ХХ века:
М.В. Кларин
И.О. Загашев
С.И. Заир-Бек
И.В. Муштавинская
История технологии
Параметры критического мышления:
критическое мышление есть мышление самостоятельное;
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное.
Понятие и параметры критического мышления
реализации творческого потенциала
развития коммуникативной культуры
развития информационной культуры
повышения мотивации обучающихся
формирования собственной гражданской позиции обучающихся
достижения высоких предметных и метапредметных результатов
воспитания социально ответственной и морально развитой личности
Развитие критического мышления создаёт необходимые условия для
здоровьесберегающие технологии;
гуманизм;
уважение к личности ребёнка;
соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся;
системность и целостность работы.
системно-деятельностный подход;
установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков (история и литература, история и биология, история и физика);
сочетание урочной и внеурочных форм деятельности;
обеспечение возможностей рефлексии обучающихся;
фаза вызова (evocation)
фаза осмысления (realization of meaning)
фаза рефлексии (reflection)
функции:
актуализация имеющихся знаний;
формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации.
функции:
активное получение информации;
осмысление информации;
соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
урочные
внеурочные
метод проектов;
исследовательскиеработы учащихся;
экскурсии;
внеклассные мероприятия;
предметные олимпиады
и конкурсы.
Формы и методы реализации технологии
ТЕКСТОВАЯ ФОРМА
УСТНАЯ ФОРМА
«ИНФОГРАФИКА»
ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛ
уровень восприятия
уровень продуцирования
смысловое чтение
«смысловое слушание»
анализ таблиц, схем, графиков
анализ изображений и видеосюжетов
написание эссе, сочинений-описаний
устные ответы обучающихся, дискуссии
составление таблиц, схем, графиков
создание изображения
видеосюжетов
Пример обратного задания (урок обществознания в 10 классе по теме «Формы социальной динамики»). После работы с текстом (заполнения пропусков) обучающиеся составляют схему и выполняют закрепляющие задания на работу с терминами.
Сочетание работы с информацией в различных формах
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Анализ социальных реалий
(в сочетании с моделированием ситуации)
Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию.
Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников.
Формы и методы реализации технологии
Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика»
Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения.
Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков.
Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления.
Формы и методы реализации технологии
Прочитайте текст и выполните задания
(А) Абсолютной монархией называют форму правления, при которой все ветви власти находились в руках одного монарха. (Б) В Российской империи XVIII в. законодательная, исполнительная и судебная власть формально полностью принадлежала правителю. (В) В отличие от монархии, в республике высшие должностные лица избираются населением.
(Г) После смерти Петра I в России началась эпоха дворцовых переворотов. (Д) Некоторые правители в России в период 1725-1762 гг. пришли к власти с помощью дворцовых переворотов. (Е) Не подлежит сомнению, что государственное управление в эпоху дворцовых переворотов осуществлялось недостаточно эффективно, что негативно сказалось и на развитии российской экономики.
Часть 1. Задания на работу с текстом
1. Какое или какие из приведённых выводов верны?
1) Все правители эпохи дворцовых переворотов формально были абсолютными монархами.
2) Все правители России в период 1725-1762 гг. пришли к власти посредствам дворцовых переворотов.
3) В истории эпохи дворцовых переворотов были монархи, которые получили власть по наследству после смерти предыдущего правителя.
4) В истории эпохи дворцовых переворотов не было ни одного правителя, который правил бы до смерти и при этом умер бы своей смертью.
2. Какое предложение в тексте имеет характер теоретического суждения?
3. Какое предложение в тексте носит характер оценочного суждения?
4. Сделайте умозаключение на основе предложений А и Б.
5. Какое предложение не соответствует основной теме текста и его содержанию?
Общество
страна
Богатые и бедные
феодаль-ное
Дворян-ское общество
класс
россияне
люди
Общество собаководов
Рефлексия
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть