Презентация, доклад Механизмы развития самоповреждающего поведения

Содержание

«Механизмы развития самоповреждающего поведения»

Слайд 1 Повышение психолого-просветительского уровня родителей на тему детского и подросткового суицидального поведения.

«Механизмы развития самоповреждающего поведения» Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ № 4 Шельпова К.Г.
Повышение психолого-просветительского уровня родителей на тему детского и подросткового суицидального поведения.

Слайд 2

«Механизмы развития самоповреждающего поведения»



«Механизмы развития самоповреждающего поведения»

Слайд 3Самоповреждения без суицидального намерения
Намеренное причинение себе физических повреждений без намерения

убить себя 5 или более дней за прошедший год.
Ожидание облегчения негативного переживания или когнитивного состояния, разрешения межличностных трудностей или возникновения позитивных эмоций в результате СП.
Появление межличностных трудностей или негативных эмоций перед актом самоповреждения. Период в который трудно контролировать свои импульсы. Частые мысли о самоповреждении.
Это поведение не является социально одобряемым и не ограничивается паталогическим ковырянием кожи или обкусыванием ногтей.
Поведение или его последствия вызывают клинически значимый дистресс или воздействие.
Самоповреждения без суицидального намерения  Намеренное причинение себе физических повреждений без намерения убить себя 5 или более

Слайд 4Риски самоповреждающего поведения
Недооценка риска СП может привести к смертельному исходу.
Самоповреждающее поведение

является одним из факторов развития суицидального поведения (например толерантность к боли).
Самоповреждающее поведение может стать привычкой «справляться» с трудными жизненными ситуациями и плохо осознаваемыми внутренними переживаниями, приводя к все более изощренным способам самоповреждений.
Риски самоповреждающего поведенияНедооценка риска СП может привести к смертельному исходу.Самоповреждающее поведение является одним из факторов развития суицидального

Слайд 5Мифы о самоповреждающем поведении
Это неудавшаяся попытка самоубийства.
Люди так стараются привлечь

внимание.
Они пытаются манипулировать окружающими.
Те, кто наносят себе повреждения – «ненормальные» и их место в психиатрическом учреждении.
Они могут быть опасны для общества.
Если рана неглубокая, значит все несерьезно.
Всё это проблемы девочек-подростков.
Мифы о самоповреждающем поведении Это неудавшаяся попытка самоубийства.Люди так стараются привлечь внимание.Они пытаются манипулировать окружающими.Те, кто наносят

Слайд 6Основные причины самоповреждающего поведения среди подростков (150 случаев)
.

Основные причины самоповреждающего поведения среди подростков (150 случаев).

Слайд 7Основные способы самоповреждающего поведения среди подростков (150 случаев)
.

Основные способы самоповреждающего поведения среди подростков (150 случаев).

Слайд 83 наиболее распространенных механизма самоповреждающего поведения (СП)
Психотравма как механизм СП

(30%) развивается на фоне непереносимой жизненной ситуации.
Депрессия как механизм СП (35%) развивающийся на фоне устойчивого снижения настроения.
Акцентуации как механизм СП (35%) развивается у незрелых, эгоцентричных, эмоционально-нестабильных личностей.
Бредовой механизм встречается при тяжелых психических расстройствах (0%) – встречается редко, использованы материалы стационара.

3 наиболее распространенных механизма самоповреждающего поведения (СП)  Психотравма как механизм СП (30%) развивается на фоне непереносимой

Слайд 9Психотравма как механизм самоповреждающего поведения
1.1. импульсивный подтип - в суженном

сознании с переживаниями отчаяния, безысходности, душевной боли.
1.2. продуманный подтип - планируемое заранее, с переживаниями подавленности, гнева.
Психотравма как механизм самоповреждающего поведения 1.1. импульсивный подтип - в суженном сознании с переживаниями отчаяния, безысходности, душевной

Слайд 101. Психотравмирующие события связанные с самоповреждающим поведением у подростков
.

1. Психотравмирующие события связанные с самоповреждающим поведением у подростков.

Слайд 11Психотравма Пример №1: импульсивный подтип СП Александра 14 лет, однократное самоповреждение (привели

подруги)

1. Как ты наносила себе самоповреждения? При каких обстоятельствах?
Я серьезно поссорилась со своим парнем, расстроилась, прихожу домой, а на меня еще отчим наезжать стал, обзывать, что я… ну все такое, я и не выдержала, убежала в свою комнату, закрылась и ударила себя скальпелем в плечо.
2. Какие чувства и мысли у тебя тогда были?
Не помню, состояние было какое-то замутненное, как будто пелена накрыла, плохо понимала, что делала. После того как потекла кровь как будто бы очнулась. Испугалась сильно, что родители узнают, еле кровь сама остановила.
3. Что для тебя значило это действие?
Наверное снять боль, обиду, какое-то сильное напряжение во всем теле(морщится вспоминая, на глазах появляются слезы).
4. Реагировала ли ты раньше на разочарования?
Нет, что Вы, это первый раз.
4. Как ты сейчас относишься к тем своим действиям?
Со страхом, виню себя, что могла навредить себе, да и потом родители очень бы расстроились.
5. Как ты думаешь, что можно было сделать в этой ситуации еще?
Да, что угодно, пойти погулять.

Психотравма Пример №1: импульсивный подтип СП  Александра 14 лет, однократное самоповреждение (привели подруги)  1. Как

Слайд 12Психотравма Пример №2: продуманный подтип СП (Сергей, 16 лет неоднократные самоповреждения. Обратилась

мама, после отравления обезболивающими)

1. При каких обстоятельствах ты решил выпить таблетки?
Если честно, родители и школа достали. Все твердят: «учись», а не понимаю зачем, а за день до таблеток отец отобрал планшет, я и взбесился.
2. Какие чувства и мысли у тебя тогда были?
Вначале была злость, хотел сразу порезать руки, но испугался. Когда немного успокоился, решил выпить «безопасных» таблеток, чтобы от меня отстали.
3. То есть ты не хотел именно умереть?
Нет, это точно, просто все достало. (мотив протест, обратить внимание)
4. Как ты сейчас относишься к своим действиям?
Я был не прав. Если бы я только знал о последствиях, а сейчас врачи говорят, что у меня печень и почки посажены и мне нельзя спортом заниматься .
5. Как ты думаешь, что можно было поступить в этой ситуации еще?
Честно, не знаю, боюсь, что если опять будут наезды могу сорваться, но уже посерьезней.




Психотравма Пример №2: продуманный подтип СП  (Сергей, 16 лет неоднократные самоповреждения. Обратилась мама, после отравления обезболивающими)1.

Слайд 132. Депрессия

2. Депрессия

Слайд 142.Депрессия как механизм СП Симптомы депрессии у подростков:
Снижение интереса к деятельности, потеря

удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
Вялость, хроническая усталость.
Грустное настроение или повышенная
раздражительность. Идеи собственной малоценности,
никчемности.
Телесное недомогание: головная боль, проблемы
с желудком
Возможным проявлением депрессии может быть
отклонение от общепринятых норм поведения:
показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные
уходы из дома, употребление ПАВ.

2.Депрессия как механизм СП Симптомы депрессии у подростков:Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше

Слайд 15Депрессия как механизм самоповреждающего поведения
2.1. Импульсивный подтип (10%), развивается как реакция

на внезапное беспричинное изменение в психическом состоянии.
2.2. 2-й подтип. Продуманный (30%) развивается на фоне устойчивого длительного снижения настроения, заниженной самооценки, неуверенности в себе.

Депрессия как механизм самоповреждающего поведения2.1. Импульсивный подтип (10%), развивается как реакция на внезапное беспричинное изменение в психическом

Слайд 16 Депрессия импульсивный подтип СП
Способы различные, чаще самопорезы, обычно однократные.
Как реакция на

внезапное беспричинное изменение в настроении.
В эмоциях преобладает тревога, страх, реже подавленность. Резко снижается успеваемость из-за сложностей концентрации внимания, утомляемости, «лени». Появляется не свойственная ранее замкнутость.
Цель СП - облегчения своего психического состояния, телесного дискомфорта. Страх сумасшествия и боязнь рассказать кому-то о своем состоянии.
В большинстве не думают о смертельном исходе СП.
Родители, часто узнают одними из последних, после того как учителя обращают их внимание на состояние подростка.
Отношение подростков к своим действиям недостаточно критичное, в силу непонимания, что с ними происходит.
Возможен риск смертельного исхода из-за недооценки тяжести депрессивного состояния, повторных более брутальных аутоагрессивных действий.
Депрессия импульсивный подтип СПСпособы различные, чаще самопорезы, обычно однократные.Как реакция на внезапное беспричинное изменение в настроении.

Слайд 17Депрессия Пример: импульсивный подтип СП (Андрей 15 лет неглубокие порезы на внешней

стороне предплечья, обратил внимание классный учитель)

1. Что случилось, что ты решил порезать себе руки?
Я в последнее время плохо соображаю, настроение ужасное, да как будто волной страха накрывает. Вот я таким образом в себя прихожу.
2. Насколько тебе такой способ помогает справиться с состоянием?
Немного, на время, а так настроение все равно остается плохим, боюсь этих приступов, боюсь, что из-за них могу себе сильно навредить.
3. Кому еще ты рассказывал о своем состоянии, порезах на руках?
Да никому, пытался что-то сказать родителям, но они меня не слушают, говорят, что все пройдет, что у меня возрастной кризис, друзья в последнее время стали меньше со мной общаться, наверное потому, что я поглупел (с грустной ухмылкой).
3. Что ты думаешь делать в этой ситуации?
Наверное, пора к врачу обращаться.

Депрессия Пример: импульсивный подтип СП  (Андрей 15 лет неглубокие порезы на внешней стороне предплечья, обратил внимание

Слайд 18Депрессия продуманный подтип СП
Способы СП: самопорезы, прижигание, травмы рук, колотые ранения.
Ситуации разнообразны

и не специфичны.
Сниженное настроение, заниженная самооценка часто не осознается подростком, обычно фиксация внимания на «телесном дискомфорте».
Цель самоповреждения – справится с внутренней напряженностью, неудовлетворенностью собой.
Родители чаще узнают случайно, обращая внимание на самоповреждения, а не на само эмоциональное состояние подростка.
Отношение к СП двойственное в зависимости от мнения окружающих, разочарование сменяется чувством гордости за себя.
Депрессия продуманный подтип СПСпособы СП: самопорезы, прижигание, травмы рук, колотые ранения.Ситуации разнообразны и не специфичны.Сниженное настроение, заниженная

Слайд 19Депрессия Пример: продуманный подтип СП (Света, 15 лет, неглубокие порезы рук и

ног)

1. Как ты наносила себе самоповреждения? При каких обстоятельствах?
Я брала нож и резала свое тело. Я делала это когда я чувствовала, что не нужна родителям, никому, хотя и понимаю, что это не так, ведь они у меня хорошие.
2. Какие чувства и мысли у тебя тогда были?
Мне было плохо, в теле как будто много демонов, которые разрывают его, я хотела бы чтобы моему телу было плохо и больно. Я думала, что всем будет лучше, если я умру, и они избавятся от меня.
3. Ты хотела именно умереть?
Нет, наверное я хотела показать как мне больно, от того, что меня никто не понимает. (мотив: протест; обратить внимание!)
4. Как ты сейчас относишься к своим действиям?
Я хочу это прекратить, не думать о плохом, но руки сами тянутся к ножу.
5. Кто еще знает о твоих самоповреждающих действиях (родители, друзья)?
Только Вы, я боюсь кому-либо еще рассказать, меня все равно никто не поймет.
6. Как ты думаешь, что можно было сделать в этой ситуации еще?
Пусть хоть кто-нибудь меня сможет понять, и, хотелось бы, чтобы родители.


Депрессия Пример: продуманный подтип СП  (Света, 15 лет, неглубокие порезы рук и ног)1. Как ты наносила

Слайд 20Что может порекомендовать учитель подростку, склонному к СП:
Признай проблему. Не делай

вид, что ее нет. Самоповреждение очень опасно, и ты должен постараться прекратить его как можно скорее. Одной из опасностей самоповреждения является то, что оно быстро перерастает в зависимое поведение: привычку, которую тяжело бросить, даже если ты сам этого хочешь. Чем раньше ты остановишься, тем лучше.
Попробуй отвлечь себя. Например, Возьми красную ручку и нарисуй полоски, завитки, пацифики и другие символы в тех местах, где ты хотел бы себя порезать. Когда ты закончишь, посчитай полоски. Именно стольких шрамов у тебя не будет.
Не спеши делать порез. Когда возникнет желание нанести себе порез, отложи его. Начни с короткого промежутка в 10 минут, затем постепенно его увеличивай.
Заведи дневник для записи мыслей. Запиши ситуации, когда ты хотел навредить себе. Заведи дневник, в котором ты будешь описывать все моменты, когда хотелось себя поранить. Когда возникнет желание порезать себя, запиши его в дневник. Запиши, когда это случилось и что произошло перед тем, как возникло это желание. Все это поможет определить причины и чувства, которые привели к самопорезам. Кроме того, дневник также позволяет поделиться своими чувствами и обдумать произошедшее.
Проанализируй свои мысли и чувства во время припадков самоповреждения.
Найди другую отдушину для своих чувств. Люди начинают резать себя потому, что их переполняет злость, ненависть, разочарование или боль. Если ты режешь себя по той же причине, тогда постарайся найти другую отдушину для своих эмоций.

Что может порекомендовать учитель подростку, склонному к СП:Признай проблему. Не делай вид, что ее нет. Самоповреждение очень

Слайд 22
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть