Презентация, доклад логопедии Основы логопедии

Содержание

Лекция 1Логопедия является одним из разделов специальной педагогики

Слайд 1Основы логопедии

Основы логопедии

Слайд 2Лекция 1
Логопедия
является одним из разделов специальной педагогики

Лекция 1Логопедия является одним из разделов специальной педагогики

Слайд 3 Логопедия — это наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления

и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин происходит от греческих корней:
- логос (слово)
- пайдео (воспитываю, обучаю)
и в переводе означает
«воспитание правильной речи».



Логопедия — это наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и

Слайд 4Объект логопедии
Человек(индивидуум), страдающий нарушением речи

Объект логопедии	Человек(индивидуум), страдающий нарушением речи

Слайд 5Предмет логопедии
Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством

речевой деятельности
Предмет логопедии	Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности

Слайд 6Структура логопедии
логопедия

 
Дошкольная

 
Школьная
Подростков и взрослых

Структура логопедиилогопедия Дошкольная Школьная Подростков и взрослых

Слайд 7Цель логопедии
Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с

нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств

Цель логопедии	Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств

Слайд 8Задачи логопедии
Изучение речевых нарушений, их этиологии, механизмов, симптоматики и структуры; дифференциальная

диагностика речевых нарушений (различение и сопоставление).
Разработка методов диагностики речевых расстройств, их выявление у лиц разного возраста.
3. Разработка и реализация системы коррекционной работы: принципов, дифференцированных методов и средств преодоления нарушений речи у детей, подростков и взрослых.
4. Научное обоснование и организация логопедической помощи; разработка и совершенствование методов предупреждения речевых нарушений.
Задачи логопедииИзучение речевых нарушений, их этиологии, механизмов, симптоматики и структуры; дифференциальная диагностика речевых нарушений (различение и сопоставление).Разработка

Слайд 10Теоретический
Изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления

и преодоления.

Теоретический	Изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.

Слайд 11Практический
профилактика
выявление
устранение речевых нарушений.

Практическийпрофилактикавыявлениеустранение речевых нарушений.

Слайд 12Логопедическое воздействие
Сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию

нарушений речевой деятельности.
Логопедическое воздействие	Сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Слайд 13Коррекция нарушений речи - это
Исправление или ослабление симптоматики нарушений речи

Бытующие термины:
устранение

речевых нарушений
преодоление речевых нарушений

Коррекция нарушений речи - это	Исправление или ослабление симптоматики нарушений речи	Бытующие термины:устранение речевых нарушенийпреодоление речевых нарушений

Слайд 14Коррекция речевого нарушения может быть полная и частичная
Это определяется
механизмом и тяжестью

речевого нарушения
сроками возникновения
возрастом, в котором начата коррекционная работа
адекватностью коррекционно-педагогического воздействия.

Коррекция речевого нарушения может быть полная и частичная	Это определяетсямеханизмом и тяжестью речевого нарушениясроками возникновениявозрастом, в котором начата

Слайд 16
Полная коррекция
Речевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной

нормой

Частичная коррекция

Снижение тяжести речевого нарушения

Полная коррекцияРечевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной нормойЧастичная коррекцияСнижение тяжести речевого нарушения

Слайд 17Преодоление речевого нарушения
Процесс коррекционного обучения правильной речи (с использованием специальных приемов

надстройки недостающих или перестройки имеющихся неправильных навыков речи) и воспитания личности человека с нарушенной речью (с использованием специальных приемов перестройки его личностных качеств и социального поведения).
Преодоление речевого нарушения	Процесс коррекционного обучения правильной речи (с использованием специальных приемов надстройки недостающих или перестройки имеющихся неправильных

Слайд 18Компенсация
Сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо

функций организма путем использования сохранных или перестройке частично нарушенных функций.
Компенсация	Сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма путем использования сохранных или

Слайд 19Связь логопедии с другими науками
Внутрисистемные связи логопедии
Межсистемные

связи
логопедии
Связь логопедии с другими науками Внутрисистемные связи логопедии Межсистемные   связи логопедии

Слайд 20Внутрисистемные связи логопедии

с педагогикой
с сурдопедагогикой
с тифлопедагогикой
с олигофренопедагогикой
с методиками обучения

родному языку, математике
с логопедической ритмикой
с общей и специальной психологией, психодиагностикой
Внутрисистемные связи логопедии с педагогикойс сурдопедагогикой с тифлопедагогикойс олигофренопедагогикойс методиками обучения родному языку, математикес логопедической ритмикойс общей

Слайд 21Связь логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой позволяет
дифференцировать различные формы

речевых расстройств
отграничивать речевые нарушения от нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами
видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка
правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом
установить контакт с детьми разного возраста
выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы
проводить более эффективную логопедическую работу.

Связь логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой позволяетдифференцировать различные формы речевых расстройствотграничивать речевые нарушения от нарушений,

Слайд 22Межсистемные связи логопедии
С медико-биологическими науками:
Анатомией

ортодонтией
Физиологией педиатрией
Нейрофизиологией психопатологией
Оториноларингологией невропатологией

Межсистемные   связи логопедииС медико-биологическими науками:Анатомией		      ортодонтией Физиологией		  педиатриейНейрофизиологией

Слайд 23Связь логопедии с науками медико-биологического цикла позволяет
определить этиологию нарушений
правильно сочетать логопедическую

работу с медицинским воздействием
разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектом
выбрать профиль специального учреждения
выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности

Связь логопедии с науками медико-биологического цикла позволяетопределить этиологию нарушенийправильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разграничить первичные,

Слайд 24Межсистемные связи логопедии
С лингвистическими науками
современный русский язык
психолингвистика

Межсистемные связи логопедииС лингвистическими наукамисовременный русский языкпсихолингвистика

Слайд 25Связь логопедии с лингвистическими науками и психолингвистикой обеспечивает

Знание законов и последовательности

усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.
Связь логопедии с лингвистическими науками и психолингвистикой обеспечивает		Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению

Слайд 26Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии
учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П.Павлов)
учение

П.К.Анохина о функциональных системах
учение о динамической локализации психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия)
современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова)

Естественнонаучные психофизиологические основы логопедииучение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П.Павлов) учение П.К.Анохина о функциональных системах учение о

Слайд 27Речевая функциональная система
Центральный отдел:
кора левого (лингвистические средства речевой коммуникации)

и правого (экстралингвистические средства речевой коммуникации) полушарий

Проводящий отдел:
пирамидная система
экстрапирамидная система

Периферический отдел
(речевой аппарат):
артикуляционный отдел (подвижные и неподвижные органы речи)
голосообразующий отдел (гортань с голосовыми складками)
дыхательный отдел (легкие, бронхи, трахея)

Речевая функциональная система	Центральный отдел:  кора левого (лингвистические средства речевой коммуникации) и правого (экстралингвистические средства речевой коммуникации)

Слайд 28 Общедидактические закономерности, отражающие развивающий и воспитывающий характер коррекционно-речевого обучения детей-логопатов
о

закономерностях естественного развития детской речи;
о сохранных сторонах правильной речи у ребенка-логопата;
об актуальном уровне и зоне ближайшего развития его речи, мышления и моторики;
о последовательном наращивании навыков правильной речи;
о формировании личностных качеств в процессе коррекционно-речевого обучения.
Общедидактические закономерности, отражающие развивающий и воспитывающий характер коррекционно-речевого обучения детей-логопатов о закономерностях естественного развития детской речи; о

Слайд 29Дидактические принципы логопедии
Основные положения, в которых находят свое конкретное выражение дидактические

закономерности обучения
Принцип научности
Принцип индивидуального подхода обходном коррекционно-педагогического пути (по Л.С.Выготскому)
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности в обучении
Принцип прочности результатов в обучении
Дидактические принципы логопедии	Основные положения, в которых находят свое конкретное выражение дидактические закономерности обученияПринцип научности Принцип индивидуального подхода

Слайд 30Методы логопедии как науки
Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Эмпирические

методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением компьютера.
Интерпретационные методы: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Методы логопедии как наукиОрганизационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный,

Слайд 31Специальные методы устранения отдельных видов нарушений речи
Педагогические
Методы, применяемые при обучении ребенка

правильному произношению звуков, развитии фонематического слуха, формировании лексических и грамматических средств языка, развитии связного высказывания

Медицинские
Могут пользоваться только врачи-специалисты
оперирование протезирование
исправление челюстей и регуляция зубов
медикаментозное лечение
физиотерапия и психотерапия.

Специальные методы устранения отдельных видов нарушений речи	Педагогические	Методы, применяемые при обучении ребенка правильному произношению звуков, развитии фонематического слуха,

Слайд 32«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ
Успехов

в работе!
«Школьные учителя обладают властью,  о которой премьер-министры могут только мечтать». УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬУспехов в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть