Слайд 2Лекция 1
Логопедия
является одним из разделов специальной педагогики
Слайд 3 Логопедия — это наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления
и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин происходит от греческих корней:
- логос (слово)
- пайдео (воспитываю, обучаю)
и в переводе означает
«воспитание правильной речи».
Слайд 4Объект логопедии
Человек(индивидуум), страдающий нарушением речи
Слайд 5Предмет логопедии
Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством
речевой деятельности
Слайд 6Структура логопедии
логопедия
Дошкольная
Школьная
Подростков и взрослых
Слайд 7Цель логопедии
Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с
нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств
Слайд 8Задачи логопедии
Изучение речевых нарушений, их этиологии, механизмов, симптоматики и структуры; дифференциальная
диагностика речевых нарушений (различение и сопоставление).
Разработка методов диагностики речевых расстройств, их выявление у лиц разного возраста.
3. Разработка и реализация системы коррекционной работы: принципов, дифференцированных методов и средств преодоления нарушений речи у детей, подростков и взрослых.
4. Научное обоснование и организация логопедической помощи; разработка и совершенствование методов предупреждения речевых нарушений.
Слайд 10Теоретический
Изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления
и преодоления.
Слайд 11Практический
профилактика
выявление
устранение речевых нарушений.
Слайд 12Логопедическое воздействие
Сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию
нарушений речевой деятельности.
Слайд 13Коррекция нарушений речи - это
Исправление или ослабление симптоматики нарушений речи
Бытующие термины:
устранение
речевых нарушений
преодоление речевых нарушений
Слайд 14Коррекция речевого нарушения может быть полная и частичная
Это определяется
механизмом и тяжестью
речевого нарушения
сроками возникновения
возрастом, в котором начата коррекционная работа
адекватностью коррекционно-педагогического воздействия.
Слайд 16
Полная коррекция
Речевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной
нормой
Частичная коррекция
Снижение тяжести речевого нарушения
Слайд 17Преодоление речевого нарушения
Процесс коррекционного обучения правильной речи (с использованием специальных приемов
надстройки недостающих или перестройки имеющихся неправильных навыков речи) и воспитания личности человека с нарушенной речью (с использованием специальных приемов перестройки его личностных качеств и социального поведения).
Слайд 18Компенсация
Сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо
функций организма путем использования сохранных или перестройке частично нарушенных функций.
Слайд 19Связь логопедии с другими науками
Внутрисистемные связи логопедии
Межсистемные
связи
логопедии
Слайд 20Внутрисистемные связи логопедии
с педагогикой
с сурдопедагогикой
с тифлопедагогикой
с олигофренопедагогикой
с методиками обучения
родному языку, математике
с логопедической ритмикой
с общей и специальной психологией, психодиагностикой
Слайд 21Связь логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой позволяет
дифференцировать различные формы
речевых расстройств
отграничивать речевые нарушения от нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами
видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка
правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом
установить контакт с детьми разного возраста
выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы
проводить более эффективную логопедическую работу.
Слайд 22Межсистемные связи логопедии
С медико-биологическими науками:
Анатомией
ортодонтией
Физиологией педиатрией
Нейрофизиологией психопатологией
Оториноларингологией невропатологией
Слайд 23Связь логопедии с науками медико-биологического цикла позволяет
определить этиологию нарушений
правильно сочетать логопедическую
работу с медицинским воздействием
разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектом
выбрать профиль специального учреждения
выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности
Слайд 24Межсистемные связи логопедии
С лингвистическими науками
современный русский язык
психолингвистика
Слайд 25Связь логопедии с лингвистическими науками и психолингвистикой обеспечивает
Знание законов и последовательности
усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.
Слайд 26Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии
учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П.Павлов)
учение
П.К.Анохина о функциональных системах
учение о динамической локализации психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия)
современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова)
Слайд 27Речевая функциональная система
Центральный отдел:
кора левого (лингвистические средства речевой коммуникации)
и правого (экстралингвистические средства речевой коммуникации) полушарий
Проводящий отдел:
пирамидная система
экстрапирамидная система
Периферический отдел
(речевой аппарат):
артикуляционный отдел (подвижные и неподвижные органы речи)
голосообразующий отдел (гортань с голосовыми складками)
дыхательный отдел (легкие, бронхи, трахея)
Слайд 28 Общедидактические закономерности, отражающие развивающий и воспитывающий характер коррекционно-речевого обучения детей-логопатов
о
закономерностях естественного развития детской речи;
о сохранных сторонах правильной речи у ребенка-логопата;
об актуальном уровне и зоне ближайшего развития его речи, мышления и моторики;
о последовательном наращивании навыков правильной речи;
о формировании личностных качеств в процессе коррекционно-речевого обучения.
Слайд 29Дидактические принципы логопедии
Основные положения, в которых находят свое конкретное выражение дидактические
закономерности обучения
Принцип научности
Принцип индивидуального подхода обходном коррекционно-педагогического пути (по Л.С.Выготскому)
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности в обучении
Принцип прочности результатов в обучении
Слайд 30Методы логопедии как науки
Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Эмпирические
методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением компьютера.
Интерпретационные методы: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).
Слайд 31Специальные методы устранения отдельных видов нарушений речи
Педагогические
Методы, применяемые при обучении ребенка
правильному произношению звуков, развитии фонематического слуха, формировании лексических и грамматических средств языка, развитии связного высказывания
Медицинские
Могут пользоваться только врачи-специалисты
оперирование протезирование
исправление челюстей и регуляция зубов
медикаментозное лечение
физиотерапия и психотерапия.
Слайд 32«Школьные учителя обладают властью,
о которой премьер-министры могут только мечтать».
УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ
Успехов
в работе!