Слайд 1ТЕМА: «Методика формирования связной речи»
Слайд 2Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так
как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Эта группа детей составляет около 50% среди всех неуспевающих младших школьников. Изучением данной категории детей занимались такие ученые, как Глухов В.П. и Лалаева Р.И.
Слайд 3
Глухов Вадим Петрович
Закончил МГПИ имени В.И. Ленина, дефектологический факультет,
учитель-логопед дошкольных школьных и
медицинских учреждений.
Научные интересы:
особенности формирования
монологической речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР.
Слайд 4Лалаева Раиса Ивановна
Закончила дефектологический факультет ЛГПИ имени А.И.Герцена.Доктор педагогических наук.
Основные научные
интересы: проблема нарушений письменной речи; специфика речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Слайд 5К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие
речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Слайд 6МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР (III уровень
речевого развития)
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.
В I периоде первого года обучения ( сентябрь - ноябрь месяцы ) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов..
Слайд 7Во втором периоде ( декабрь- март ) совершенствуются навыки ведения диалога;
вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.
Слайд 8В III периоде ( апрель - июнь ), наряду с совершенствованием
диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме ( в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей.
Слайд 9.
Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие
связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений из собственного опыта.
Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Слайд 10 Обучению детей рассказыванию ( пересказ, рассказ-описание и
др.) предшествует подготовительная работа ( первый период первого года обучения ). Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Слайд 11 При обучении детей с ОНР составлению предложений рекомендуется следующий вариант
методики.
Для упражнений используются картинки двух видов:
картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;
2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия. По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры.
Слайд 12Приведу примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.
По картинкам
первого вида:
субъект - действие Мальчик бежит; Самолет летит;
субъект - действие
Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде.
субъект - действие - объект ( Девочка читает книгу );
субъект- действие - объект - орудие действия
( Мальчик забивает гвоздь молотком ).
Слайд 13 По картинкам второго вида:
Субъект - действие - место действия :
Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.
Слайд 14 В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений
более сложной структуры, прежде всего предложений. Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми ( например: "Дедушка сидит в кресле и читает газету"
Слайд 15Упражнения в составлении таких предложений можно проводить на основе разнообразных дидактических
игр например, игрового занятия "Кто что любит?" о домашних и диких животных и др. .
К числу упражнений, проводимых с применением игровых приемов, относится также игра - упражнение "Будь внимателен", когда дети "по цепочке" составляют ряд предложений, различающихся какой-либо деталью; от детей требуется заметить это отличие и внести соответствующие изменения в ответ, составленный предыдущим ребенком.
Слайд 16В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы
на близкие детям темы.
Слайд 17«Веселое путешествие» («На трамвае»).
В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек).
Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.
Слайд 18
Р.И. Лалаева считает важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи -
сформированность диалогической речи. В процессе ее формирования дети c ЗПР и ОНР должны научиться слушать и понимать вопросы, самим задавать вопросы и точно выражать мысль в ответах на них. Основными приемами диалогической речи называют: а) беседу; б) театрализацию ( пересказ).
Слайд 19Развитие монологической речи в методике Р.И. Лалаевой проводится в двух направлениях:
1.
развитие смыслового программирования текста;
2. овладение языковыми средствами оформления связного текста.
При этом опережающее развитие отводится семантической (смысловой) стороне речи, в процессе работы над которой ставятся следующие задачи:
- развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
- формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
- развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
Слайд 20В работе над языковым оформлением текста Р.И. Лалаева ставит следующие задачи:
-
развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
- формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
- умения связывать предложения в тексте.
Слайд 21С целью формирования навыка смыслового программирования текста Р.И. Лалаева предлагает следующие
виды работ:
1. Сравнение двух схожих сюжетных картин, на одной из которых отсутствует ряд предметов;
2. Работа с сюжетными и предметными картинками, которая предполагает:
а) подбор к сюжетной картинке соответствующих предметных изображений; б) определение лишней предметной картинки;
в) к каждому фрагменту на сюжетной картине подобрать соответствующую пару из предметных картинок;
Слайд 22 Работа с серией сложных картинок, которая предполагает расположение правильной последовательности
картинок, их замен, перестановок, дополнений;
Работа с текстом. Здесь проводится параллельная работа над содержанием и формой текста.
Слайд 23Таким образом, рассмотрев методику работы над связной монологической речью В.П. Глухова
Р.И. Лалаевой, и описав различные методические приемы работы с детьми , можно сделать вывод о том, что для успешного целенаправленного воздействия на детей при формировании навыка и умения связного говорения необходимо:
1. работу по развитию связной речи проводить планомерно и системно;
2. учитывать степень нарушения речевого и психического развития;
3. учитывать возрастные особенности физического и психического развития, интеллектуальные способности и возможности детей;
4. развивать и обогащать словарь детей, его лексико-грамматическое оформление;
5. уметь устанавливать причинно-следственные отношения в предложении, в тексте;
6. ввести в процесс обучения правила смысловой и лексико-синтаксической организации текстов, применяя при этом различные методы и приемы;
7. осуществлять при составлении рассказов опору на наглядно- графический план, что повышает качество речи детей , активизирует речемыслительную деятельность.