Презентация, доклад Логопедический массаж

Содержание

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №221Ф.И.О.: Микушина Лариса ГеннадьевнаДолжность: учитель-логопед2017

Слайд 1Мастер – класс
для молодых специалистов
МДОАУ «Детский сад № 221 «Сказка»

г.Орска
18 октября 2017 г.

Использование
логопедического массажа
в коррекции дизартрии

Мастер – класс для молодых специалистовМДОАУ «Детский сад № 221 «Сказка» г.Орска18 октября 2017 г.Использование логопедического массажав

Слайд 2Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №221
Ф.И.О.: Микушина Лариса Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
2017

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №221Ф.И.О.: Микушина Лариса ГеннадьевнаДолжность: учитель-логопед2017

Слайд 3Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии

Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии

Слайд 4В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями.

В нашей практике очень часто встречаются дошкольники с дизартрией. В коррекционной работе с такими детьми мы используем логопедический массаж. Особенно велика его роль на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями.  В нашей практике очень часто

Слайд 5Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние

мышц периферического речевого аппарата, в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Задачи:
укрепление мышечного тонуса
устранение гипогипертонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, патологической симптоматики (гиперкинеза, синкинезии, девиации и др.)
стимуляция положительных кинестезий
улучшение качества артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость и др.)
увеличение силы мышечных сокращений
активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц периферического речевого аппарата, в конечном

Слайд 6Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, который прошел специальную подготовку (курсы

повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата.

Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет

Слайд 7Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие

речевые расстройства, как:

дизартрия, в том числе и стертая форма
ринолалия (массаж показан в послеоперационном периоде и даёт положительный результаты)
нарушения голоса
заикание (снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа)
дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой
моторная алалия

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как:дизартрия, в том числе

Слайд 8Виды логопедического массажа:
Классический логопедический массаж
Массаж зондами
Точечный массаж
Массаж рефлексогенных зон
Массаж с изотоническими

упражнениями
Аурикулярный массаж
Самомассаж
Искусственная локальная контрастотермия

Виды логопедического массажа:Классический логопедический массажМассаж зондамиТочечный массажМассаж рефлексогенных зонМассаж с изотоническими упражнениямиАурикулярный массажСамомассажИскусственная локальная контрастотермия

Слайд 9Основные приемы массажа:
Поглаживание
(скольжение по коже с различной степенью надавливания)
Растирание


(благодаря усилению давления на массируемую область, происходит смещение кожи, сдвигание и растяжение массируемых тканей в различных направлениях)
Разминание
(сдавливание, сжимание; раскатывание, раздавливание и собственно разминание)
Вибрация
(влияет на внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей)

Основные приемы массажа:Поглаживание (скольжение по коже с различной степенью надавливания)Растирание (благодаря усилению давления на массируемую область, происходит

Слайд 10Противопоказания к проведению массажа:
лихорадочное состояние
острые воспалительные процессы
носовые кровотечения и

склонность к ним
конъюнктивиты
различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии)
диатезы и другие аллергические реакции
стоматиты или другие инфекции полости рта
герпес на губах
отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов)
увеличение лимфатических узлов
резко выраженная пульсация сонных артерий
тошнота, рвота
чрезмерная физическая или психическая усталость

Противопоказания к проведению массажа:лихорадочное состояние острые воспалительные процессы носовые кровотечения и склонность к ним конъюнктивитыразличные заболевания кожных

Слайд 11Особые требования предъявляются к рукам массирующего
Они должны быть без царапин, ссадин,

с коротко остриженными ногтями. На руках не должно быть украшений, которыми можно повредить кожу ребенка. Массаж следует делать только теплыми чистыми руками (холодные вызывают спазм сосудов и мышц).

Особые требования предъявляются к рукам массирующегоОни должны быть без царапин, ссадин, с коротко остриженными ногтями. На руках

Слайд 12Массаж с зондами
Для массажа используются 8 специальных зондов,
каждый из
которых

воздействует на определенную группу мышц: языка, скул, щек, губ и мягкого неба.

Бокс для хранения и переноски зондов

Стерилизатор

Массаж с зондамиДля массажа используются 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц: языка,

Слайд 13Массажный логопедический зонд № 1 «вилочковый»
Участвует в массаже мышц языка, скул,

щек, губ, мягкого неба, предплечья. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Концы зонда тупые, что исключает повреждение мышц.
Приемы работы: зонд ставят на мышцы, фиксируют и покачивают им вправо – влево в течении 5 секунд.

Массажный логопедический зонд № 1 «вилочковый»Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба, предплечья. Он

Слайд 14Массажный логопедический зонд № 2 «восьмерочка»
«Петелька» – используется для массажа мышц

языка, щек, губ.
Приемы работы: зондом надавливают на мышцы, не отрывая от места нажатия, производят движения вверх – вниз.

Массажный логопедический зонд № 2 «восьмерочка»«Петелька» – используется для массажа мышц языка, щек, губ.Приемы работы: зондом надавливают

Слайд 15Массажные логопедические зонды № 3, № 4, № 5 . «Саночки»

большие, средние, малые

Эти зонды используются для массажа мышц языка, губ, щек.
Приемы работы: делаются одинаковые массажные скользящие движения, но с разной интенсивностью нажима.

Массажные логопедические зонды № 3,  № 4, № 5 . «Саночки» большие, средние, малыеЭти зонды используются

Слайд 16Массажный логопедический зонд № 6 «топорик»
Активно используется при массаже языка, участвует

в массаже мышц скул,, щек, мягкого неба, предплечья., охватывая большую (по сравнению с другими зондами) поверхность и интенсивно воздействуя на мышечный аппарат. Зонд предназначен для выполнения 2 приемов: плотного нажатия и скольжения. Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение. 

Массажный логопедический зонд № 6 «топорик»Активно используется при массаже языка, участвует в массаже мышц скул,, щек, мягкого

Слайд 17Массажный логопедический зонд № 7 «крестовина»
Этот зонд используется для массажа мышц

губ, щек, средней и прикорневой частей языка. «Крестовиной» можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении. С ее помощью выполняются надавливающие, пружинистые возвратные движения, надавливающие круговые движения. Зонд используется для постановки звуков К, Г, Х, а также Ш, Ж, Щ, Ч, Р. 
Массажный логопедический зонд № 7 «крестовина»Этот зонд используется для массажа мышц губ, щек, средней и прикорневой частей

Слайд 18Массажный логопедический зонд № 8 «толкачик»
Участвует в массаже мышц скул, щек,

губ, мягкого неба, предплечья. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность, что обеспечивает возможность принимать различные артикуляторные позиции. На конце зонда имеется петелька. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления.  Более интенсивного воздействия можно добиться, используя прием нажатие с прокачиванием.
Массажный логопедический зонд № 8 «толкачик»Участвует в массаже мышц скул, щек, губ, мягкого неба, предплечья. Воздействует на

Слайд 19Зондовый массаж рук
Руки ребенка лежат на полотенце на столе в

расслабленном состоянии.
В начале массажа можно использовать приемы криотерапии : ( чередование температур) для лучшей стимуляции движений. Каждое движение повторяется 2 раза. Для криотерапии применяют кусочки льда, грелку, полотенце. Вначале на руки ребенка кладут грелку на 5 секунд, затем делают поглаживающие движения кусочками льда от кончиков пальцев до локтя, потом растирающие движения полотенцем по поверхности рук, указательным и большим пальцем по каждому пальцу.
Массаж зондом 3-5 «саночки»
Приемы работы: скольжение от кончиков пальцев к основанияю пальцев по 2 раза.
Массаж зондом 6 « топорик»
Приемы работы : нажатие и скольжение от кончиков пальцев ( снизу вверх).
Массаж зондом 1 «вилочковый»
Приемы работы: покалывающие движения по каждому пальцу.
Зондовый массаж рук Руки ребенка лежат на полотенце на столе в расслабленном состоянии.В начале массажа можно использовать

Слайд 20Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус)
Упражнение № 1
Цель: расслабление

мышц, поднимающих угол рта.
Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации:
Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день .

Упражнение № 2 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день.

Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус) Упражнение № 1Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.Описание: легкое поглаживание

Слайд 21Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус)
Упражнение № 3 Цель: расслабление

губ. Описание: легкое растирание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 2).

Упражнение № 4 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день .

Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус) Упражнение № 3 Цель: расслабление губ. Описание: легкое растирание губ

Слайд 22Массаж языка (при гипертонусе)
Упражнение № 5
Цель: расслабление мышц языка.
Описание: легкое поглаживание

языка от кончика языка к его корню.
Методические рекомендации:
Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз в день.

Упражнение №6 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Методические рекомендации: Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд.

Массаж языка (при гипертонусе)Упражнение № 5Цель: расслабление мышц языка.Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его

Слайд 23Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус)
Упражнение №1
Цель: укрепление мышц

губ.
Описание: поглаживание губ от середины, к углам.
Методические рекомендации:
Поглаживающие движения осуществляются подушечками указательных пальцев обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8–10 раз.

Упражнение № 2
Цель: укрепление мышц губ.
Описание: разминание губ от середины к углам.
Методические рекомендации:
Разминания осуществляются подушечками больших пальцев обеих рук. Разминающие спиралевидные движения выполняют 6–8 раз.

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус)Упражнение №1Цель: укрепление мышц губ.Описание: поглаживание губ от середины, к

Слайд 24Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус)
Упражнение № 3
Цель: укрепление

и активизация мышц губ.
Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам.
Методические рекомендации:
Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняют 4–6 раз.

Упражнение №4
Цель: стимуляция мышц губ.
Описание: похлопывание губ от середины к углам.
Методические рекомендации:
Похлопывающие движения необходимо проводить при помощи шпателя или пальцев рук. Движения должны быть достаточно интенсивными. Они осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день.

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус)Упражнение № 3Цель: укрепление и активизация мышц губ.Описание: производят легкое

Слайд 25Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус)
Упражнение № 5 Цель: укрепление

и активизация мышц губ. Описание: пощипывание губ от середины к углам. Методические рекомендации: Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6–8 раз 2 раза в день.

Упражнение № 6. Точечный массаж
Цель: укрепление и активизация мышц губ.
Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх.
Методические рекомендации:
Точечный массаж проводится подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения круговые, надавливающие. Точечный массаж осуществляется против часовой стрелки, способом вращения, не более 5–6 секунд, 1 раз в день .

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус)Упражнение № 5 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание:

Слайд 26Массаж языка (при гипотонусе)
Упражнение № 3 Цель: укрепление мышц языка и увеличение

объема артикуляционных движений языка. Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка. Методические рекомендации: Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Вилочковый». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день.

Упражнение № 4 Цель: уменьшение уровня саливации. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Методические рекомендации: Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6–10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт.

Массаж языка (при гипотонусе)Упражнение № 3 Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка. Описание:

Слайд 27Массаж языка (при гипотонусе)
Упражнение № 5
Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц

языка.
Описание: поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка.
Методические рекомендации:
Поглаживающие движения следует проводить при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи мягкой зубной щетки. Поглаживающие движения осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день.


Массаж языка (при гипотонусе)Упражнение № 5Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка.Описание: поглаживание языка из стороны, в

Слайд 28Самомассаж

Самомассаж

Слайд 29Повышается эластичность мышечных волокон, объём, сила и сократительная функция, работоспособность мышц.
Оказывает

прямое и рефлекторное воздействие на системы лимфообращения и кровообращения.
Снижение тонуса спастических мышц и повышение его при вялых параличах после массажа
Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны.

Значение логопедического массажа

Повышается эластичность мышечных волокон, объём, сила и сократительная функция, работоспособность мышц.Оказывает прямое и рефлекторное воздействие на системы

Слайд 30Коррекция дизартрии практически невозможна без применения логопедического массажа.
Он способствует нормализации

произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Значение логопедического массажа

Коррекция дизартрии практически невозможна без применения логопедического массажа. Он способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния

Слайд 31Бонус)
Самомассаж перед сном
Для себя, любимых

Бонус)Самомассаж перед сномДля себя, любимых

Слайд 32Спасибо за внимание!
Всем творческих успехов в работе!

Спасибо за внимание!Всем творческих успехов в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть