Слайд 1Лист достижений –средство формирования самоконтроля у учащихся на уроках математики
в
рамках ФГОС
МКОУ “Маминская СОШ”
учитель математики Собченко О.С.
2016
Слайд 2Самоконтроль
- один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся
Слайд 3ФУНКЦИи САМОКОНТРОЛЯ
своевременное предотвращение ошибок
обнаружение уже совершенных ошибок
Слайд 4Компоненты фгос
- интерактивный
(познание через активность);
- научно-проектный
(исследования учащихся по предмету
или в смежных областях);
дистанционный
(активное обучение через Интернет)
Слайд 5Характеристика уровней сформированности самоконтроля
(в основе классификация предложенная
по Г. В. Репкиной и
Е.В.Заикой)
Слайд 61 уровень
отсутствие контроля
ученик:
действует бесконтрольно
очень часто ошибается, даже при наличии образца
допущенные
ошибки не замечаются и не исправляются
не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя
многократное одних и тех же ошибок после их исправления или выслушивания объяснения
не способен объяснить почему имеет место быть предложенный образец
ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает
видит внешнюю оболочку задачи
при просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки, действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотносит своих действия ни с какой схемой
Слайд 72 уровень
контроль на уровне непроизвольного внимания
ученик:
контроль выполняется неустойчиво и неосознанно
образец (схема,
действия, план) неосознаваем или плохо сознаваем
действует импульсивно, хаотично
предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения
может решать по образцу безошибочно
ошибку, может обнаружить самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически
в новой задаче (в новых условиях) ошибается часто, и при этом ошибки не замечаются и не исправляются
Слайд 83 уровень
потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
ученик:
допускает ошибку, но если учитель
просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, то находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия
образец (схему действия) осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда
контролирует себя только после окончания действия по просьбе учителя
одновременно совершать новое действие и соотносить его со схемой затрудняется
Слайд 94 уровень
актуальный контроль
на уровне произвольного внимания
ученик:
ориентируется на образец (схему, план действий)
ошибки допускает редко, обнаруживает и исправляет самостоятельно
случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки
правильно объясняет свои действия
решает большое число разнообразных задач, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой (образцом)
осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении задания
в случае новой задачи (новых условиях) оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы
Слайд 105 уровень
потенциальный рефлексивный контроль
ученик:
задания, соответствующие образцу, выполняет безошибочно, контролирует свои действия
в процессе выполнения
работает по схеме (образцу), не замечая что некоторые задачи похожи лишь внешне
обнаруживает ошибки в новой для него ситуации только с помощью учителя
новый способ действия даётся с только при наличии помощи учителя
Слайд 116 уровень
актуальный рефлексивный контроль
ученик:
самостоятельно обнаруживает ошибки
самостоятельно вносит коррективы в применяемую схему
действия
помощь учителя может встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно
Слайд 12В нашей школе
на 20.03.15
на 22.12.14
Слайд 13приёмы формирования самоконтроля в обучении
сверка с образцом
повторное решение задачи
решение обратной задачи
проверка
полученных результатов по условию задачи
решение задачи различными способами
моделирование
примерная оценка искомых результатов (прикидка)
проверка на частном случае
испытание получаемых результатов по косвенным параметрам
(классификация приемов самоконтроля
С.Г. Манвелова)
Слайд 14ЧТО ЖЕ ХОЧЕТСЯ?
чтобы ученик видел
необходимость самоконтроля для себя лично
правильное отношение к
ошибке
Слайд 15Инструмент
Лист достижений
за урок
по теме
по главе
за четверть
за полугодие
за год
за курс
Слайд 16Содержание
перечень умений
образцы (схемы, план, формулы)
дату успеха
эмоциональную составляющую
степень самостоятельных действий (в
процентном отношении)
Слайд 17Дополнительно
самодиагностика
рефлексия
критерии оценки
выбор уровня обучения
Слайд 19ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
5 ПЛЮСОВ для ученика:
объем материала, который необходимо знать по данной
теме
возможность видеть пропущенные вопросы
возможность индивидуального темпа обучения
рост личной заинтересованности в успехе
к концу четверти (учебного года) набор учебно-методических материалов по всему курсу (может использовать для повторения и подготовки к экзаменам)