Слайд 1Культурное наследие народа Тверской области
(виртуальная экскурсия)
Работу выполнили:
Ученицы 9б класса
МКОУ Оленинской СОШ
Новикова
Татьяна, Смирнова Алина
Руководитель работы: Чикмарёва С.В.
Слайд 2 Каждый современный человек интересуется историческим прошлым
своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас. Полёт фантазии именитых зодчих позволяет поднять имидж России во всем мире.
В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого Российского народа, священных мест, древних городов, архитектурных шедевров, расположенных на территории России.
В истории государства ещё немало загадок и тайн, которые стремятся обнаружить и разгадать наши современники.
Пушкин сказал:
"Знать Россию - это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру".
Слайд 3 Золотое кольцо России
Золотое кольцо России — группа древних русских городов,
в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, или являющиеся центрами народных ремёсел.
Различают "Малое Золотое кольцо" (или просто "Золотое кольцо") и "Большое Золотое кольцо".
Слайд 4 В Малое Золотое кольцо входят 8 основных городов — Сергиев Посад,
Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.
К большому Золотому кольцу относится еще более 80-ти городов России: Москва, Гусь – Хрустальный Муром и др.
Не многим известно, что один из городов Тверской области включен в Золотое кольцо. Это город Калязин, но на территории Тверской области находится много городов с не менее интересным историческим пошлым.
Слайд 5Калязин
В городе Калязине среди всех достопримечательностей самая
известная - колокольня Николаевского собора. Во время строительства Угличского водохранилища дома, которые можно было разобрать, перенесли на более высокие места. Монастырь и колокольня Никольского собора были затоплены. Колокольню обсыпали грунтом, чтоб она не разрушалась. Проплывающие мимо теплоходы наблюдают этот памятник, ставший символом города.
Слайд 6Осташков
Тверскую землю в целом можно назвать истоком России. Здесь из маленьких,
совсем незаметных ручейков и ключиков берут свое начало великие реки- Волга, Днепр, Западная Двина.
Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. околицы деревни Волговерховье.
Рядом с неприметной деревушкой Волговерховье посреди болотца стоит стоит часовенка над ключиком и дает начало великой русской реке Волге. Это место издавна считается святым.
Слайд 7Озеро Селигер - жемчужина России
Селигер - одно из значительных озер нашей
страны. Площадь его - около 260 км2, в том числе под островами - 38 км2.
Озеро протянулось на 66 км с севера на юг и на 37 км с запада на восток.
В целом береговая линия составляет более 500 км. Средняя глубина озера - 5,8, максимальная - 24 м. Селигер лежит на высоте около 205 м над уровнем моря. Объем воды в озере - 1,3 км3. Площадь бассейна - 2 275 км2.
Слайд 8 Первые упоминания о Селигере встречаются в русских летописях ХII-ХIII вв. В
то время озеро, называвшееся чаще Серегер, входило в состав оживленных новгородских путей. Эти передвижения по Селигеру прежде всего и отражены в летописях. Так, в 1199 г., в пути из Новгорода во Владимир, на озере скончался новгородский архиепископ Меркурий. Под 1216 г. сохранилось известие, что новгородцы „ходили Серегером на верх Волги”.
Свое название озеро получило от первых обитателей этого края - древних финнов. В переводе с финского Селигер толкуется как „озеро на волоке”, „прозрачное озеро”, „изрезанное озеро”.
Слайд 9Осташков
Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — мужской монастырь, расположенный на острове
Столо́бный и частично на полуострове Светлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селигер.
Слайд 10Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь
(Ни́лова пу́стынь) — мужской монастырь
Монастырь Нилово-Столбенская пустынь (Нилова пустынь)
был основан на месте, где в отшельнической келье, в 1528 году, поселился преподобный Нил. Нил проводил все время в молитвах и даже дал обет нележания. Даже спал он в вертикальном положении, поддерживая себя веревками. Умер преподобный Нил в 1555 году, а в 1594 году, по его завещанию, на острове Столбный был основан монастырь.
Слайд 11 Все 17 столетие монастырь был очень мал и беден, но в
18 веке на богатые пожертвования здесь был построен большой комплекс церковных и хозяйственных зданий. Одним из архитекторов Нилово-Столбенской пустыни даже был известнейших петербургский архитектор того времени Карл Росси, который создал в Санкт-Петербурге немало красивейших дворцов.
Возможно, этот факт и обусловил внешний облик церквей и зданий монастыря. Все они построены в стиле барокко и очень напоминают дворцовый архитектурный стиль северной столицы. Главный храм монастыря – Богоявленский собор (1821 г).
До 1995 года мощи Преподобного Нила хранились в городе Осташков, но после возвращения монастыря церкви они были перенесены в обитель. Сейчас рака с мощами находится в Богоявленском соборе.
Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь
(Ни́лова пу́стынь) — мужской монастырь
Слайд 12Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь
(Ни́лова пу́стынь) — мужской монастырь
Вплотную к собору пристроена
высокая
колокольня, на которую
можно подняться. Это нужно
сделать обязательно, так как с
колокольни открывается
красивейший вид на озеро Селигер.
Кроме Богоявленского собора в монастыре есть еще 4 церкви. Внутри монастырского комплекса находятся церкви Нила Столбенского, Петра и Павла и Всех Святых. На самой дальней оконечности острова Столбный находится еще живописная церковь Воздвижения Креста Господня. К ней обязательно нужно прогуляться, чтобы увидеть весь монастырь.
Слайд 13Знаменский женский
монастырь
Знаменский женский монастырь был основан в 1673 году на
берегу озера Селигер в пустынном месте Старое Струговище. В настоящее время это район Рабочего городка в Осташкове.
Первыми поселенцами считаются благочестивые старицы Параскева, Екатерина и Марина. С ними проживали еще 23 инокинь. Они попросили благословения у Патриарха Московского и всея Руси Питирима на строительство церкви.
Слайд 14Небольшой деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» был возведен
в 1692 году на пожертвования земляков и царское подаяние.
С 1730 по 1748 год при правлении игуменьи Евфимии (в схиме Евстолии) на месте старой церквушки был построен каменный храм с трапезной.
После пожара 1868 года церковь и здания монастыря сгорели. Новый храм с приделами на честь иконы Божией матери «Знамение» и во имя святого Илии пророка перестроен по проекту Осташковского архитектора Демидова. Рядом появилась шатровая колокольня.
Древняя святая обитель Знаменского женского монастыря постепенно увеличивалась. Были расширены корпуса для сестер, построены помещения для живописной, просфорни. Добавились больница и прачечная. С озера наладили подачу воды.
С 1928 по 1947 год монастырь был закрыт.
После восстановления, это действующая,
и посей день святая обитель.
Знаменский женский монастырь
Слайд 16Бежецк
Памятник Анне Ахматовой, Николаю и Льву Гумилеву
В августе 2003 г., накануне
годовщины со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва в центре города Бежецка был открыт памятник семье Гумилёвых. Несомненно, что эта композиция своей художественной значимостью украсила бы любой столичный город. Знаменательно, что именно этот маленький провинциальный городок Бежецк стал первым, где установлен памятник Льву Николаевичу Гумилёву вместе с его родителями. Монумент был установлен в местном парке ветеранов на улице Большой.Как известно, неподалеку от Бежецка располагалось родовое имение семьи Гумилёвых — Слепнево. Поэтому бежечане решили увековечить память знаменитой семьи.
Слайд 17 Обелиск Победы в Бежецке, установленный на Советской площади города в 1975
году, стал памятником воинам-землякам, погибшим в кровопролитных боях Великой Отечественной войны.
Шишков Вячеслав Яковлевич родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Бежецке
Памятник открыт 20 августа 1950 г.
Скульптор И.Рабинович, архитектор Ю.Шлиман.
Бежецк
Слайд 18 Василий Васильевич Андреев (1861-1918 гг.) — русский музыкант, виртуоз на балалайке.
Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Свободно владел фортепьяно, скрипкой. Изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармонике, жалейки, свирели). Андреев усовершенствовал народную балалайку. В 80-х годах по его чертежам скрипичный мастер В. В. Иванов изготовил 5-ладовую балалайку.
Памятник В.В. Андрееву
Бежецк
Слайд 19 23 сентября 2011 г. в г. Бежецке будет открыт памятник балалайке.
Мало
кто знает, что русская балалайка была именно Бежецкой. В 1884 году ее смастерил по заказу музыканта Андреева Бежецкий столяр Антонов. Для того чтобы привлечь туристов в Бежецк, совместно с администрацией района в рамках реализации программы по развитию туризма в нашем городе было принято решение установить памятник Бежецкой балалайке в виде увеличенной копии этого музыкального инструмента.
Бежецк
Слайд 20Бежецк
Бежецкий музей В. В. Андреева
В феврале 1986 г. на родине
В. Андреева, к 125-летию со дня рождения, был открыт музей. Экспозиция рассказывает о музыканте-просветителе, дает возможность проследить основные направления его деятельности.
Слайд 21Вышний Волочек
Памятник Алексею Гавриловичу Венецианову
Памятник автобусу ЛиАЗ-677
Слайд 22Вышневолоцкий областной драматический театр
Памятник Алексею Гавриловичу Венецианову (1780—1847) — русскому живописцу,
мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Слайд 23Кашин
Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя
по городу, образует точный силуэт сердца.
Кашин — единственный в Тверской области город-курорт. Санаторий возле источников лечебной и столовой минеральной воды, находящихся прямо в городе, был открыт еще в конце XIX века. В городе действуют заводы по розливу столовой минеральной воды, которая продаётся под марками «Кашинская» и «Анна Кашинская» и известна далеко за пределами города.
Слайд 24Старица
Свято-Успенский монастырь
Старицкий Свято-Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен
на правом берегу Волги, в так называемой Московской части г. Старица, немного выше устья реки Верхняя Старица, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны.
Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «...в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним»
Слайд 25 Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне
(почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу, где два инока поставили для себя келию. Постепенно число братии умножалось, место вокруг иноков обживали и другие монахи. Так образовался монастырь, а вокруг монастыря — селение. Также при Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь.
В 1127 г. скончался Трифон, а спустя 26 лет, в 1153 г., скончался второй основатель Успенской обители — инок Никандр.
Память о первых иноках была увековечена в построенном при иноке Феодорите храме «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Храм был построен за один год. При его освящении в 1165 г. присутствовал великий князь Суздальский Андрей Боголюбский.
Старица
Слайд 26 В период Смуты воиско Лжедмитрия Второго сожгли и разграбили Старицкую обитель.
В1750
году возвели новую каменную ограду, в 1760 году обновлен Успенский собор.
В 1917 году Свято успенский монастырь закрыли и 80 лет он находился в запустении. В 1997 году он был открыт для восстановления монашеской жизни. Ныне это действующий монастырь.
Старица
Слайд 27Старица
Церковь Илии Пророка. Старица. 2004 г.
Слайд 28Монастырь и храмы - главные достопримечательности Старицы.
Безусловно, Свято-Успенский монастырь, основанный еще
в 12 веке, просто жемчужина Старицы.
Старицкий Успенский монастырь один из древнейших ныне действующих. Он был основан в 1110 году двумя монахами пришедшими в глухие верхневолжские леса в поисках уединения. Вскоре собралась братия и построили храм (ок. 1170 или 1190 г.). В 1297 г. Великий князь Михаил Ярославич Тверской основывает напротив монастыря город Старицу.
Летом 2002 года в Старицкой Вознесенской церкви были обнаружены мощи и личные вещи местночтимой схимонахини Пелагии, которая приходилась духовной матерью первому Российскому патриарху Иову. Мощи были перенесены в Успенский собор монастыря, где покоятся и ныне.
Церковь Илии Пророка. Старица. 2004 г.
Слайд 29Торжок
Фабрике «Торжокские золотошвеи»
Слайд 30О фабрике «Торжокские золотошвеи»
Торжок является старинным городом в России, где в 13 веке зародился
и бережно хранится старейший вид традиционного русского золотного шитья. Благодаря умелым рукам мастериц уникальное рукоделие прошло через века, не потеряв своей первозданности.
В настоящее время фабрика «Торжокские золотошвеи» вышла на новый этап развития. Это уникальное предприятие по своему мастерству, оно не только является визитной карточкой Торжка, но и гордостью России в целом.
Слайд 31Торжок
Музей А. С. Пушкина
Особые отношения связывают Торжок и великого русского поэта
А.С. Пушкина. На улице Ямской сохранилось здание гостиницы, где поэт не раз останавливался, а в бывшей усадьбе Олениных открыт музей А.С. Пушкина. Город по праву входит в туристический маршрут Пушкинское кольцо Верхневолжья. Когда-то это был богатый купеческий город.
Слайд 32Берново
Музей Пушкина располагается в старой дворянской усадьбе, принадлежавшей когда-то помещикам Вульфам
Слайд 33Берново
Музей Пушкина располагается в старой дворянской усадьбе, принадлежавшей когда-то помещикам Вульфам
в конце 18-начала 19 века. Открыт данный музей был в июле 1971 года, но позже с 1976 года он был размещен в мемориальном особняке Вульфов, в котором бывал писатель в период с 1828 по 1833 годы.
Слайд 34«Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
Все здесь напоминает мне
былое
И вольной красной юности моей
Любимую, хоть горестную повесть.»
Слайд 35 Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, Более того, человек –
творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
"Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".