Слайд 2« Кризис семи лет" –
название возрастного кризиса, которым
заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст.
Слайд 4Что происходит с ребенком на физиологическом уровне?
На физиологическом
уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость.
Слайд 5Характерные поведенческие реакции детей
семи лет
Слайд 6 Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребенку (указанием,
требованиями, приказами, напоминаниями о соблюдении режима, об иных необходимых действиях, просьбами) и реакцией ребенка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его.
Слайд 7Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование
начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
Слайд 8Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от
участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям взрослых.
Слайд 9Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное
создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.
Слайд 10"Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет
себя демонстративно «по-взрослому».
Слайд 11Внешний вид. Ребенок активно проявляет внимание к собственной внешности. Возникают споры
об одежде. Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.
Слайд 12Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как
возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает.
Слайд 13 Требовательность. Настаивание на
своем, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает
вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом.
Слайд 14Капризы. Возникают как реакция на неуспех, как продолжение требовательности и упрямства.
В определенном смысле их можно считать попыткой ребенка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям.
Слайд 15Реакция на критику. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или
продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка.
Слайд 16 Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые
темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом.
Слайд 17 Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в
роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших.
Слайд 18 Школа. Ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой
и беспокоиться относительно своей успешности в ней.
Слайд 19Нормальное разрешение кризиса семи лет
У детей, готовых к школьному
обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.
Слайд 20Известный российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы
наладить общение с ребенком.
Некоторые из них касаются того, как помочь ребенку взрослеть.
Слайд 21Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он
не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
Слайд 23Помните! Любой кризис когда-нибудь кончается. Особенно приятно осознавать, что ваш ребенок
(а вместе с ним – и вы) первый и последний раз проходит через очередной трудный этап развития. Это совершенно закономерно, и означает лишь то, что ваше сокровище растет. Помогите ему в этом нелегком деле!