Презентация, доклад Коррекционные приёмы постановки гласных и согласных звуков

Содержание

Нарушения фонетической стороны речи.

Слайд 1КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Слайд 2 Нарушения фонетической стороны речи.

Нарушения фонетической стороны речи.

Слайд 3Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления.

Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления.

Слайд 4
Три уровня нарушенного произношения
О.В.Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:

1) неумение правильно

произносить звук или группу звуков;
2) неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
3) недостаточное дифференцирование двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении их правильно произносить.

Три уровня нарушенного произношенияО.В.Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:1) неумение правильно произносить звук или группу звуков; 2)

Слайд 5Физиологические основы формирования правильного звукопроизношения

Физиологические основы формирования правильного звукопроизношения

Слайд 6Основные этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения

Основные этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения

Слайд 7Основные закономерности формирования звукопроизношения
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных

звуков (таблица Л.Г. Парамоновой)
Основные закономерности формирования звукопроизношения  Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков (таблица Л.Г. Парамоновой)

Слайд 8

Постановочный логопедический зонд №1 (шариковый)
Используется для постановки звука Р.
 

Постановочный логопедический зонд

№2
Используется для постановки шипящих, заднеязычных
и звука Й.

 
Постановочный логопедический зонд №1 (шариковый)Используется для постановки звука Р. Постановочный логопедический зонд №2Используется для постановки шипящих, заднеязычных и

Слайд 9



Постановочный логопедический зонд №3
Используется для постановки звука Л.

 



Постановочный логопедический зонд

№4 (шпатель)
Используется для постановки шипящих звуков.



Постановочный логопедический зонд №3Используется для постановки звука Л.  Постановочный логопедический зонд №4 (шпатель)Используется для постановки шипящих звуков.

Слайд 10



Постановочный логопедический зонд №5
(с коротким носиком)
Используется для постановки свистящих звуков.




Постановочный

логопедический зонд №6
(с длинным носиком)
Используется для постановки свистящих звуков.


 

Постановочный логопедический зонд №5 (с коротким носиком)Используется для постановки свистящих звуков. Постановочный логопедический зонд №6 (с длинным

Слайд 11МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ
Зонд № 2 (восьмерочка)
используется для постановки звука «Р».
Зонд

№ 3 (саночки большие)
применяют для постановки шипящих звуков.
МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫЗонд № 2 (восьмерочка) используется для постановки звука «Р». Зонд № 3 (саночки большие) применяют для

Слайд 12Зонд № 5 (саночки малые)
используют его как постановочный шариковый зонд.



































 Зондом

№ 6 (топорик)
можно вызывать шипящие и заднеязычные звуки.
Зонд № 5 (саночки малые) используют его как постановочный шариковый зонд. Зондом № 6 (топорик) можно вызывать шипящие

Слайд 13Зондом № 7 (крестовиной)
можно вызвать заднеязычные звуки и шипящие.











Зонд №

10 (подтягивающий)
используют для вызывания шипящих звуков.
Зондом № 7 (крестовиной) можно вызвать заднеязычные звуки и шипящие.Зонд № 10 (подтягивающий) используют для вызывания шипящих

Слайд 14





МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ (О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева)

Зонд «Ракетка» -
распластывание спинки языка и

одновременная выработки центральной воздушной струи.





























Зонд «Вилочка»
предназначен для постановки шипящих звуков.

 







МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ (О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева) Зонд «Ракетка» - распластывание спинки языка и одновременная выработки центральной воздушной струи.

Слайд 15



Зонд «Весло»
используется как «петелька» для постановки звука Р.

 























Зонд «Катушка»
 












Зонд «Весло» используется как «петелька» для постановки звука Р.       Зонд «Катушка»

Слайд 16
ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ -
любые приспособления, которые могут быть использованы для постановки звуков

или логопедического массажа.
ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ - любые приспособления, которые могут быть использованы для постановки звуков или логопедического массажа.

Слайд 18
ЗВУК А

По подражанию - игра «Погреем ладошки».

ЗВУК АПо подражанию - игра «Погреем ладошки».

Слайд 19ЗВУК О
По подражанию – игра «Охают больные». Глубоко вдохнуть носом, открыть

рот, округлить губы. На теплом выдохе произносим шепотом О-О-О…
Механический способ – шпателем слегка надавить на кончик языка и отодвинуть его кзади, указательным и большим пальцем выдвинуть губы вперед.
ЗВУК ОПо подражанию – игра «Охают больные». Глубоко вдохнуть носом, открыть рот, округлить губы. На теплом выдохе

Слайд 20
ЗВУК Э

По подражанию - игра «Бабушка вздыхает». Глубоко вдохнуть носом,

открыть рот, слегка улыбнуться, кончик языка находится у н.резцов. Делаем выдох, произнося шепотом э-э-э.
ЗВУК Э По подражанию - игра «Бабушка вздыхает». Глубоко вдохнуть носом, открыть рот, слегка улыбнуться, кончик языка

Слайд 21

ЗВУК И

1. По подражанию – губы в улыбке и протяжно произносим

И-И-И… (Как кричит ослик?)
2. Механический способ – шпателем слегка надавить на кончик языка, прижав его к нижним резцам. Раздвинуть углы рта.

ЗВУК И1. По подражанию – губы в улыбке и протяжно произносим И-И-И… (Как кричит ослик?)2. Механический способ

Слайд 22
ЗВУК Ы

По подражанию – «свернем язычок как кулачок».

2. Механический способ –

шпателем или пальцем кончик языка прижимаем книзу и отодвигаем язык кзади.
ЗВУК ЫПо подражанию – «свернем язычок как кулачок».2. Механический способ – шпателем или пальцем кончик языка прижимаем

Слайд 23
ЗВУК У
По подражанию – объясняем артикуляционный уклад, даем игровую инструкцию «Как

воет волк? Как мычит корова?»

2. Механический способ – отодвигаем язык кзади, выдвигаем губы вперед.
ЗВУК УПо подражанию – объясняем артикуляционный уклад, даем игровую инструкцию «Как воет волк? Как мычит корова?»2. Механический

Слайд 24Артикуляционные признаки согласных звуков.


Артикуляционные признаки согласных звуков.

Слайд 25Взаимосвязь звуков речи (в системе фонем русского языка) как основа для

логопедического воздействия
Взаимосвязь звуков речи (в системе фонем русского языка) как основа для логопедического воздействия

Слайд 26


ЗВУК П
От «поплевывания».
Направленная воздушная струя с одновременным похлопыванием губами дает шепотное

ПУ-ПУ-ПУ…
Надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями. Повторяем это многократно, постепенно уменьшая объем воздуха во рту.
Делаем выдох на Ф, указательный палец находится горизонтально под нижней губой и совершает похлопывание.






















ЗВУК ПОт «поплевывания».Направленная воздушная струя с одновременным похлопыванием губами дает шепотное ПУ-ПУ-ПУ…Надуть щеки и хлопнуть по ним

Слайд 27
ЗВУК Б

С голосом, спокойно и длительно дуем на пассивные губы, при

этом губы и щеки должны надуваться – слышится W. Указательный палец под нижней губой смыкает и размыкает губы.
ЗВУК БС голосом, спокойно и длительно дуем на пассивные губы, при этом губы и щеки должны надуваться

Слайд 28ЗВУК М

Сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить А-А-А.., добиваясь ощущения

вибрации в носу.
ЗВУК МСомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить А-А-А.., добиваясь ощущения вибрации в носу.

Слайд 29ЗВУК Н
По подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой

к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.
Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.
ЗВУК НПо подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно

Слайд 30ЗВУК Ф
«Сделаем заборчик: верхние зубы касаются нижней губы и подуем через

него».

Делаем выдох через неплотно сжатые губы и указательным пальцем приподнимаем нижнюю губу к верхним резцам.

ЗВУК Ф«Сделаем заборчик: верхние зубы касаются нижней губы и подуем через него».Делаем выдох через неплотно сжатые губы

Слайд 31
ЗВУК В

Делаем выдох на У и указательным пальцем приподнимаем нижнюю губу

к верхним резцам.
ЗВУК ВДелаем выдох на У и указательным пальцем приподнимаем нижнюю губу к верхним резцам.

Слайд 32ЗВУК Т
От «поплевывания».
Положив широкий язык на нижнюю губу, повторяем ПА-ПА-ПА…, добавляем

улыбку, чтобы исключить губы из артикуляции.
Ритмично покусываем язык при произнесении СА-СА-СА…

ЗВУК ТОт «поплевывания».Положив широкий язык на нижнюю губу, повторяем ПА-ПА-ПА…, добавляем улыбку, чтобы исключить губы из артикуляции.Ритмично

Слайд 33
ЗВУК Д

Произносим Б с просунутым между губами языком, шпателем двигая кончик

языка к верхним резцам.
ЗВУК ДПроизносим Б с просунутым между губами языком, шпателем двигая кончик языка к верхним резцам.

Слайд 34ЗВУКИ К, Г, Х.

ЗВУКИ К, Г, Х.

Слайд 35
По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и,

не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к].

Механическим способом от сходного звука: ТА-ТЯ-КЯ-КА; ДА-ДЯ-ГЯ-ГА; СА-СЯ-ЩА-ХЯ-ХА.

Произносим К с придыханием и получаем Х.

Широко открытым ртом «погреем ладошки» - Х.
По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с

Слайд 36ЗВУК Й

ЗВУК Й

Слайд 37
Произносим сочетания с длительным И: ИА, АИА, АИО, ОИ… Затем тренируем

в словах: ИАБЛОКО, ИОЖИК; СТОИ, МАИАК, ИГРАИУТ; ОБЕЗИАНА, ПИОТ, ШИУТ. Постепенно длительность гласного И сокращается и он превращается в неслоговой.

Произносим ЗА и шпателем нажимаем на самую переднюю часть языка: ЗА-ЗЯ-ЖЯ-ЙА; АЗА-…АЙА; ЗО-…ЙО и т.п.
Произносим сочетания с длительным И: ИА, АИА, АИО, ОИ… Затем тренируем в словах: ИАБЛОКО, ИОЖИК; СТОИ, МАИАК,

Слайд 38Нормативное произношение свистящих звуков

Нормативное произношение свистящих звуков

Слайд 39
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

Снять губную артикуляцию по подражанию или с механической помощью.

Улыбнуться так,

чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка.
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМСнять губную артикуляцию по подражанию или с механической помощью.Улыбнуться так, чтобы были видны зубы, и подуть

Слайд 40

Используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук

[с] (иногда используется механическая помощь — придерживают нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой).

Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и кончиком языка и слегка нажать им вниз.
Используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук [с] (иногда используется механическая помощь —

Слайд 41БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

1. От Т с придыханием (th). Затем то же, уперев

кончик языка в десны нижних резцов. Послышится звук близкий к Ц (тс). Если кончик языка не удерживается, прижать зондом 2 или шпателем.

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ1. От Т с придыханием (th). Затем то же, уперев кончик языка в десны нижних резцов.

Слайд 42
2. Дуем сквозь сближенные губы. Затем дуем широко просунутым между губами

языком (должен быть желобок – контролируем пузырьком). Если желобка нет, используем для его формирования зонд 1. Приподнимая шпателем верхнюю губу получаем межзубный с. Автоматизируем в слогах и словах, затем переводим в зазубное положение.

3. Тянем Ф, выдвигаем язык максимально вперед, упираясь его кончиком в нижние зубы. Губы можно убрать с механической помощью.

2. Дуем сквозь сближенные губы. Затем дуем широко просунутым между губами языком (должен быть желобок – контролируем

Слайд 43

4. В два приема: добиваются межзубного произношения [с], чтобы избавиться от

хлюпающего шума (иногда используют механическую помощь: спичку; для выработки продолжительного желобка по средней линии языка); затем переводят кончик языка в зазубное положение (за нижние резцы).

5. Произносим шепотом ихи, затем то же со сжатыми зубами.
4. В два приема: добиваются межзубного произношения [с], чтобы избавиться от хлюпающего шума (иногда используют механическую помощь:

Слайд 44МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и

«пускать легкий ветерок».
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМПереводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать легкий ветерок».

Слайд 45


Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и кончиком языка и слегка

нажать им вниз.


Протяжно произносить сссссс…, не разжимая зубов. Можно использовать механическую помощь. Обращаем внимание на боковые края языка и желобок.
Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и кончиком языка и слегка нажать им вниз.Протяжно произносить сссссс…, не

Слайд 46


НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ
Длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней

губой и верхними резцами. Затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирая кончик языка за нижние резцы.
НОСОВОЙ СИГМАТИЗМДлительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами. Затем при

Слайд 47
ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
По подражанию. Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной

руки дать ощутить длительную воздушную струю при произнесении [с] логопедом, а потом ребенком), добиваются правильного звучания [с].
ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМПо подражанию. Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки дать ощутить длительную воздушную струю

Слайд 48

Зонд 2 удерживает кончик языка у нижних резцов.


Зонд 4 (рамка) не

дает подниматься переднему краю языка.
Зонд 2 удерживает кончик языка у нижних резцов.Зонд 4 (рамка) не дает подниматься переднему краю языка.

Слайд 49ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ

Объясняем различие между правильной (кончик языка у нижних зубов) и

искаженной артикуляцией. Показ кистями рук.
ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМОбъясняем различие между правильной (кончик языка у нижних зубов) и искаженной артикуляцией. Показ кистями рук.

Слайд 50

При межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно [ф] и добиваться

правильного звучания [с].


Вызвать временную межзубную артикуляцию и автоматизировать в слогах и словах; затем убрать за зубы.
При межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно [ф] и добиваться правильного звучания [с].Вызвать временную межзубную артикуляцию

Слайд 51
ЗВУК Ц


ЗВУК Ц

Слайд 52
Произносим Т с сильным выдохом, при этом последовательно слышится Т и

С. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А (атс).

Зондом №2 удерживаем кончик языка у нижних резцов и произносим с сильным выдохом ТА (в момент выдоха слегка нажимаем на язык и получаем Ц).
Произносим Т с сильным выдохом, при этом последовательно слышится Т и С. Чтобы получить слитный звук с

Слайд 53Нарушенное произношение шипящих звуков

1 – щечный сигматизм; 2 – шипящий

сигматизм;
3 – заднеязычный сигматизм.

Нарушенное произношение шипящих звуков 1 – щечный сигматизм; 2 – шипящий сигматизм; 3 – заднеязычный сигматизм.

Слайд 54

4 – свистящий сигматизм; 5 – межзубный сигматизм;
6 – губно-зубной

сигматизм

4 – свистящий сигматизм; 5 – межзубный сигматизм; 6 – губно-зубной сигматизм

Слайд 55

7 – боковой сигматизм; 8 – призубный сигматизм;
9 –

носовой сигматизм.
7 – боковой сигматизм;  8 – призубный сигматизм; 9 – носовой сигматизм.

Слайд 56ЗВУК Ш

ЗВУК Ш

Слайд 57
Протяжно шепотом произносим Р, убавляя силу выдоха и останавливая вибрацию. Можно

использовать шпатель или зонд.

При полуоткрытом рте произносим Т-Т-Т…, касаясь передним краем языка альвеол. Слышится Т с придыханием (th). Затем переводим язык глубже, сжимаем зубы и округляем губы.

От С с объяснением артикуляции и показом кистями рук.
Протяжно шепотом произносим Р, убавляя силу выдоха и останавливая вибрацию. Можно использовать шпатель или зонд.При полуоткрытом рте

Слайд 58
Зондом №5; плоской, узкой, слегка выгнутой ручкой от чайной ложки поднимают

широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить С (передние зубы все время видны)

Произносим С или СА. При открытом рте под язык подкладываем зонд 5, зубы сжимаем и получаем СШ. По необходимости меняем угол наклона и глубину введения зонда. Таким же образом можно получить Ж от З или ЗА.

Зондом №5; плоской, узкой, слегка выгнутой ручкой от чайной ложки поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают

Слайд 59

Начинаем с подготовительных артикуляционных упражнений «Вкусное варенье», «Фокус», затем ИЛИ переводим

язык за верхние зубы при открытом рте; ИЛИ добавляем «Лошадка», «Грибок», просим ребенка сделать «грибок» и сдуть ватку с ладони под подбородком.

«Парусная лодка».
Начинаем с подготовительных артикуляционных упражнений «Вкусное варенье», «Фокус», затем ИЛИ переводим язык за верхние зубы при открытом

Слайд 60
ЗВУК Щ

ЗВУК Щ

Слайд 61
Произносим АСЬ-АСЬ-АСЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.

От Ш,

придвинув язык к альвеолам и добавив улыбку.

Длительно тянем Ч – ЧЧЩЩЩЩ…

Несколько раз произнести С’И или С’А, ввести шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнять его, несколько отодвигая назад.
Произносим АСЬ-АСЬ-АСЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.От Ш, придвинув язык к альвеолам и добавив

Слайд 62ЗВУК Ч



ЗВУК Ч

Слайд 63
Произносим АТЬ-АТЬ-АТЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.

От Ц

с механической помощью – слегка приподнимаем язык и отодвигаем его кзади зондом 5 или шпателем.

От слияния взрывного мягкого Т и фрикативного Щ.

При произнесении th приподнимаем кончик языка и слегка отодвигаем подложенным под него зондом 5.
Произносим АТЬ-АТЬ-АТЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.От Ц с механической помощью – слегка приподнимаем

Слайд 64Нарушенное произношение звука [Л]


1 – двугубное [W] или краткий звук [У]; 2 – сочетание звуков [НГ]) 3 – фрикативный звук [Г]; 4 – межзубный ламбдацизм

Нарушенное произношение звука [Л]             1

Слайд 65ЗВУК Л

ЗВУК Л

Слайд 66
От А или Ы в межзубном положении.

Произносим ааааа… одновременно ритмично покусывая

высунутый язык.

Произносим ля-ля-ля…, зонд рамку ставим между твердым небом и спинкой языка и нажимаем им вниз, вправо, влево до получения ла.

«Представь, что язычок у тебя как барабанная палочка, постучи им по бугоркам за верхними зубами».

От А или Ы в межзубном положении.Произносим ааааа… одновременно ритмично покусывая высунутый язык.Произносим ля-ля-ля…, зонд рамку ставим

Слайд 67
Зонд рамку кладем поперек языка и прижимаем его боковые края; кончик

языка упирается в верхние зубы. (Эффективно при замене на н, нг).

От «Болтушки» или «Индюка» - движения языком по верхней губе, а затем по альвеолам.

При замене на [у] - губы не должны двигаться, язык все время виден — он опускается сверху вниз (зрительный контроль). Для контроля за положением и движением губ используют упражнение «улыбка» — «трубочка».
 


Зонд рамку кладем поперек языка и прижимаем его боковые края; кончик языка упирается в верхние зубы. (Эффективно

Слайд 68
При замене на [j] — учат удерживать кончик языка за зубами,

крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать (для этого просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы]).


При замене на [в] — необходимо затормозить движение нижней губы. Ребенка учат опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении, потом поднимать к верхним зубам. Можно применять механическую помощь: поднимают и опускают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.    

При замене на [j] — учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам,

Слайд 69Нарушенное произношение звука Р
велярный

увулярный фрикативный

Нарушенное произношение звука Р  велярный

Слайд 70
“кучерский”

одноударный звук “щечный”


искаженное сочетание [НГ] боковой звук двугубный звук

“кучерский”        одноударный звук

Слайд 71ЗВУК Р

ЗВУК Р

Слайд 72Проторный (фрикативный) звук: от ж или з в верхней позиции. Протяжно

произносим без округления губ и с перемещением языка вперед к деснам или альвеолам. Нужен значительный напор воздуха.

Одноударный звук.

«Моторчик» от ддд.., ззз.., дж.., жжж.., дзж…

Сделать «грибок» и позвенеть как злая муха: дзж…

Сделать «грибок» и сильно дунуть трррр…
Проторный (фрикативный) звук: от ж или з в верхней позиции. Протяжно произносим без округления губ и с

Слайд 73
От нижнего тр.., др… с механическим удержанием раскрытого рта.

Вибрация губами –

вибрация языком на губах – вибрация языком на альвеолах.

От дзын – дзын… в верхнем положении и при открытом рте.

Двигаем приклеенный к небу язык от альвеол кзади и быстро произносим ц.

От нижнего тр.., др… с механическим удержанием раскрытого рта.Вибрация губами – вибрация языком на губах – вибрация

Слайд 74 От ддД… с усилением последнего звука.

Произносим д вместо р

в словах с сочетанием тр, др: тдава, тдуба, тдамвай…

Ритмично в быстром темпе произносим тд-тд-тд… и сильно дуем на кончик языка.

Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.


От ддД… с усилением последнего звука. Произносим д вместо р в словах с сочетанием тр, др:

Слайд 75
Широкий край языка на верхней губе, дуть на кончик носа гудящим

звуком, похожим на «В-В-В». Логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Постепенно сокращаем длительность прикосновения пальца. Сохраняя ту же конфигурацию языка, легко передвинуть язык за верхние зубы.

Высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу («болтушка»). В момент, касания языком альвеол слышен одноударный [Р].

Широкий край языка на верхней губе, дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Логопед указательным

Слайд 76
ПРИЕМЫ СМЯГЧЕНИЯ

По подражанию; показываем разницу в произношении твердых и мягких согласных.



Объясняем разницу в артикуляции: твердые согласные – язык плоский, а на мягких кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгибается к твердому небу, губы в улыбке.

С механической помощью – зондом сдвигаем язык: та-тя, да-дя, на-ня…
ПРИЕМЫ СМЯГЧЕНИЯПо подражанию; показываем разницу в произношении твердых и мягких согласных. Объясняем разницу в артикуляции: твердые согласные

Слайд 77
ПРИЕМЫ ОЗВОНЧЕНИЯ

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его

гортани и ощущает дрожание в ее области. Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда.

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.



ПРИЕМЫ ОЗВОНЧЕНИЯЛогопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее

Слайд 78


Переход от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] к нужному

согласному звуку (например, мммба, нннба).

Прием сочетания звонкого звука, который нужно вызвать, с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).


Переход от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] к нужному согласному звуку (например, мммба, нннба).Прием сочетания

Слайд 79

Поем гласный и во время фонации воспроизводим нужную артикуляцию:
Тяни а… и

легко похлопай губами (б).
Дотронься нижней губой до верхних зубов (в).
Коснись зубами высунутого языка, или подними язык за верхние зубы (д).
Подними «ковшиком» за верхние зубы (ж).
Тяни э… и просовывай язык между зубами (з).
Поем гласный и во время фонации воспроизводим нужную артикуляцию:Тяни а… и легко похлопай губами (б).Дотронься нижней губой

Слайд 80СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть