Слайд 1КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Слайд 2
Нарушения фонетической стороны речи.
Слайд 3Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления.
Слайд 4
Три уровня нарушенного произношения
О.В.Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:
1) неумение правильно
произносить звук или группу звуков;
2) неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
3) недостаточное дифференцирование двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении их правильно произносить.
Слайд 5Физиологические основы формирования правильного звукопроизношения
Слайд 6Основные этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения
Слайд 7Основные закономерности формирования звукопроизношения
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных
звуков
(таблица Л.Г. Парамоновой)
Слайд 8
Постановочный логопедический зонд №1 (шариковый)
Используется для постановки звука Р.
Постановочный логопедический зонд
№2
Используется для постановки шипящих, заднеязычных
и звука Й.
Слайд 9
Постановочный логопедический зонд №3
Используется для постановки звука Л.
Постановочный логопедический зонд
№4 (шпатель)
Используется для постановки шипящих звуков.
Слайд 10
Постановочный логопедический зонд №5
(с коротким носиком)
Используется для постановки свистящих звуков.
Постановочный
логопедический зонд №6
(с длинным носиком)
Используется для постановки свистящих звуков.
Слайд 11МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ
Зонд № 2 (восьмерочка)
используется для постановки звука «Р».
Зонд
№ 3 (саночки большие)
применяют для постановки шипящих звуков.
Слайд 12Зонд № 5 (саночки малые)
используют его как постановочный шариковый зонд.
Зондом
№ 6 (топорик)
можно вызывать шипящие и заднеязычные звуки.
Слайд 13Зондом № 7 (крестовиной)
можно вызвать заднеязычные звуки и шипящие.
Зонд №
10 (подтягивающий)
используют для вызывания шипящих звуков.
Слайд 14
МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ (О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева)
Зонд «Ракетка» -
распластывание спинки языка и
одновременная выработки центральной воздушной струи.
Зонд «Вилочка»
предназначен для постановки шипящих звуков.
Слайд 15
Зонд «Весло»
используется как «петелька» для постановки звука Р.
Зонд «Катушка»
Слайд 16
ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ -
любые приспособления, которые могут быть использованы для постановки звуков
или логопедического массажа.
Слайд 18
ЗВУК А
По подражанию - игра «Погреем ладошки».
Слайд 19ЗВУК О
По подражанию – игра «Охают больные». Глубоко вдохнуть носом, открыть
рот, округлить губы. На теплом выдохе произносим шепотом О-О-О…
Механический способ – шпателем слегка надавить на кончик языка и отодвинуть его кзади, указательным и большим пальцем выдвинуть губы вперед.
Слайд 20
ЗВУК Э
По подражанию - игра «Бабушка вздыхает». Глубоко вдохнуть носом,
открыть рот, слегка улыбнуться, кончик языка находится у н.резцов. Делаем выдох, произнося шепотом э-э-э.
Слайд 21
ЗВУК И
1. По подражанию – губы в улыбке и протяжно произносим
И-И-И… (Как кричит ослик?)
2. Механический способ – шпателем слегка надавить на кончик языка, прижав его к нижним резцам. Раздвинуть углы рта.
Слайд 22
ЗВУК Ы
По подражанию – «свернем язычок как кулачок».
2. Механический способ –
шпателем или пальцем кончик языка прижимаем книзу и отодвигаем язык кзади.
Слайд 23
ЗВУК У
По подражанию – объясняем артикуляционный уклад, даем игровую инструкцию «Как
воет волк? Как мычит корова?»
2. Механический способ – отодвигаем язык кзади, выдвигаем губы вперед.
Слайд 24Артикуляционные признаки согласных звуков.
Слайд 25Взаимосвязь звуков речи (в системе фонем русского языка) как основа для
логопедического воздействия
Слайд 26
ЗВУК П
От «поплевывания».
Направленная воздушная струя с одновременным похлопыванием губами дает шепотное
ПУ-ПУ-ПУ…
Надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями. Повторяем это многократно, постепенно уменьшая объем воздуха во рту.
Делаем выдох на Ф, указательный палец находится горизонтально под нижней губой и совершает похлопывание.
Слайд 27
ЗВУК Б
С голосом, спокойно и длительно дуем на пассивные губы, при
этом губы и щеки должны надуваться – слышится W. Указательный палец под нижней губой смыкает и размыкает губы.
Слайд 28ЗВУК М
Сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить А-А-А.., добиваясь ощущения
вибрации в носу.
Слайд 29ЗВУК Н
По подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой
к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.
Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.
Слайд 30ЗВУК Ф
«Сделаем заборчик: верхние зубы касаются нижней губы и подуем через
него».
Делаем выдох через неплотно сжатые губы и указательным пальцем приподнимаем нижнюю губу к верхним резцам.
Слайд 31
ЗВУК В
Делаем выдох на У и указательным пальцем приподнимаем нижнюю губу
к верхним резцам.
Слайд 32ЗВУК Т
От «поплевывания».
Положив широкий язык на нижнюю губу, повторяем ПА-ПА-ПА…, добавляем
улыбку, чтобы исключить губы из артикуляции.
Ритмично покусываем язык при произнесении СА-СА-СА…
Слайд 33
ЗВУК Д
Произносим Б с просунутым между губами языком, шпателем двигая кончик
языка к верхним резцам.
Слайд 35
По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и,
не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к].
Механическим способом от сходного звука: ТА-ТЯ-КЯ-КА; ДА-ДЯ-ГЯ-ГА; СА-СЯ-ЩА-ХЯ-ХА.
Произносим К с придыханием и получаем Х.
Широко открытым ртом «погреем ладошки» - Х.
Слайд 37
Произносим сочетания с длительным И: ИА, АИА, АИО, ОИ… Затем тренируем
в словах: ИАБЛОКО, ИОЖИК; СТОИ, МАИАК, ИГРАИУТ; ОБЕЗИАНА, ПИОТ, ШИУТ. Постепенно длительность гласного И сокращается и он превращается в неслоговой.
Произносим ЗА и шпателем нажимаем на самую переднюю часть языка: ЗА-ЗЯ-ЖЯ-ЙА; АЗА-…АЙА; ЗО-…ЙО и т.п.
Слайд 38Нормативное произношение свистящих звуков
Слайд 39
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
Снять губную артикуляцию по подражанию или с механической помощью.
Улыбнуться так,
чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка.
Слайд 40
Используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук
[с] (иногда используется механическая помощь — придерживают нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой).
Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и кончиком языка и слегка нажать им вниз.
Слайд 41БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ
1. От Т с придыханием (th). Затем то же, уперев
кончик языка в десны нижних резцов. Послышится звук близкий к Ц (тс). Если кончик языка не удерживается, прижать зондом 2 или шпателем.
Слайд 42
2. Дуем сквозь сближенные губы. Затем дуем широко просунутым между губами
языком (должен быть желобок – контролируем пузырьком). Если желобка нет, используем для его формирования зонд 1. Приподнимая шпателем верхнюю губу получаем межзубный с. Автоматизируем в слогах и словах, затем переводим в зазубное положение.
3. Тянем Ф, выдвигаем язык максимально вперед, упираясь его кончиком в нижние зубы. Губы можно убрать с механической помощью.
Слайд 43
4. В два приема: добиваются межзубного произношения [с], чтобы избавиться от
хлюпающего шума (иногда используют механическую помощь: спичку; для выработки продолжительного желобка по средней линии языка); затем переводят кончик языка в зазубное положение (за нижние резцы).
5. Произносим шепотом ихи, затем то же со сжатыми зубами.
Слайд 44МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
Переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и
«пускать легкий ветерок».
Слайд 45
Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и кончиком языка и слегка
нажать им вниз.
Протяжно произносить сссссс…, не разжимая зубов. Можно использовать механическую помощь. Обращаем внимание на боковые края языка и желобок.
Слайд 46
НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ
Длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней
губой и верхними резцами. Затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирая кончик языка за нижние резцы.
Слайд 47
ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
По подражанию. Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной
руки дать ощутить длительную воздушную струю при произнесении [с] логопедом, а потом ребенком), добиваются правильного звучания [с].
Слайд 48
Зонд 2 удерживает кончик языка у нижних резцов.
Зонд 4 (рамка) не
дает подниматься переднему краю языка.
Слайд 49ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ
Объясняем различие между правильной (кончик языка у нижних зубов) и
искаженной артикуляцией. Показ кистями рук.
Слайд 50
При межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно [ф] и добиваться
правильного звучания [с].
Вызвать временную межзубную артикуляцию и автоматизировать в слогах и словах; затем убрать за зубы.
Слайд 52
Произносим Т с сильным выдохом, при этом последовательно слышится Т и
С. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А (атс).
Зондом №2 удерживаем кончик языка у нижних резцов и произносим с сильным выдохом ТА (в момент выдоха слегка нажимаем на язык и получаем Ц).
Слайд 53Нарушенное произношение шипящих звуков
1 – щечный сигматизм; 2 – шипящий
сигматизм;
3 – заднеязычный сигматизм.
Слайд 54
4 – свистящий сигматизм; 5 – межзубный сигматизм;
6 – губно-зубной
сигматизм
Слайд 55
7 – боковой сигматизм; 8 – призубный сигматизм;
9 –
носовой сигматизм.
Слайд 57
Протяжно шепотом произносим Р, убавляя силу выдоха и останавливая вибрацию. Можно
использовать шпатель или зонд.
При полуоткрытом рте произносим Т-Т-Т…, касаясь передним краем языка альвеол. Слышится Т с придыханием (th). Затем переводим язык глубже, сжимаем зубы и округляем губы.
От С с объяснением артикуляции и показом кистями рук.
Слайд 58
Зондом №5; плоской, узкой, слегка выгнутой ручкой от чайной ложки поднимают
широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить С (передние зубы все время видны)
Произносим С или СА. При открытом рте под язык подкладываем зонд 5, зубы сжимаем и получаем СШ. По необходимости меняем угол наклона и глубину введения зонда. Таким же образом можно получить Ж от З или ЗА.
Слайд 59
Начинаем с подготовительных артикуляционных упражнений «Вкусное варенье», «Фокус», затем ИЛИ переводим
язык за верхние зубы при открытом рте; ИЛИ добавляем «Лошадка», «Грибок», просим ребенка сделать «грибок» и сдуть ватку с ладони под подбородком.
«Парусная лодка».
Слайд 61
Произносим АСЬ-АСЬ-АСЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.
От Ш,
придвинув язык к альвеолам и добавив улыбку.
Длительно тянем Ч – ЧЧЩЩЩЩ…
Несколько раз произнести С’И или С’А, ввести шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнять его, несколько отодвигая назад.
Слайд 63
Произносим АТЬ-АТЬ-АТЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.
От Ц
с механической помощью – слегка приподнимаем язык и отодвигаем его кзади зондом 5 или шпателем.
От слияния взрывного мягкого Т и фрикативного Щ.
При произнесении th приподнимаем кончик языка и слегка отодвигаем подложенным под него зондом 5.
Слайд 64Нарушенное произношение звука [Л]
1 – двугубное [W] или краткий звук [У]; 2 – сочетание звуков [НГ]) 3 – фрикативный звук [Г]; 4 – межзубный ламбдацизм
Слайд 66
От А или Ы в межзубном положении.
Произносим ааааа… одновременно ритмично покусывая
высунутый язык.
Произносим ля-ля-ля…, зонд рамку ставим между твердым небом и спинкой языка и нажимаем им вниз, вправо, влево до получения ла.
«Представь, что язычок у тебя как барабанная палочка, постучи им по бугоркам за верхними зубами».
Слайд 67
Зонд рамку кладем поперек языка и прижимаем его боковые края; кончик
языка упирается в верхние зубы. (Эффективно при замене на н, нг).
От «Болтушки» или «Индюка» - движения языком по верхней губе, а затем по альвеолам.
При замене на [у] - губы не должны двигаться, язык все время виден — он опускается сверху вниз (зрительный контроль). Для контроля за положением и движением губ используют упражнение «улыбка» — «трубочка».
Слайд 68
При замене на [j] — учат удерживать кончик языка за зубами,
крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать (для этого просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы]).
При замене на [в] — необходимо затормозить движение нижней губы. Ребенка учат опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении, потом поднимать к верхним зубам. Можно применять механическую помощь: поднимают и опускают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
Слайд 69Нарушенное произношение звука Р
велярный
увулярный фрикативный
одноударный звук “щечный”
искаженное сочетание [НГ] боковой звук двугубный звук
Слайд 72Проторный (фрикативный) звук: от ж или з в верхней позиции. Протяжно
произносим без округления губ и с перемещением языка вперед к деснам или альвеолам. Нужен значительный напор воздуха.
Одноударный звук.
«Моторчик» от ддд.., ззз.., дж.., жжж.., дзж…
Сделать «грибок» и позвенеть как злая муха: дзж…
Сделать «грибок» и сильно дунуть трррр…
Слайд 73
От нижнего тр.., др… с механическим удержанием раскрытого рта.
Вибрация губами –
вибрация языком на губах – вибрация языком на альвеолах.
От дзын – дзын… в верхнем положении и при открытом рте.
Двигаем приклеенный к небу язык от альвеол кзади и быстро произносим ц.
Слайд 74 От ддД… с усилением последнего звука.
Произносим д вместо р
в словах с сочетанием тр, др: тдава, тдуба, тдамвай…
Ритмично в быстром темпе произносим тд-тд-тд… и сильно дуем на кончик языка.
Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.
Слайд 75
Широкий край языка на верхней губе, дуть на кончик носа гудящим
звуком, похожим на «В-В-В». Логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Постепенно сокращаем длительность прикосновения пальца. Сохраняя ту же конфигурацию языка, легко передвинуть язык за верхние зубы.
Высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу («болтушка»). В момент, касания языком альвеол слышен одноударный [Р].
Слайд 76
ПРИЕМЫ СМЯГЧЕНИЯ
По подражанию; показываем разницу в произношении твердых и мягких согласных.
Объясняем разницу в артикуляции: твердые согласные – язык плоский, а на мягких кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгибается к твердому небу, губы в улыбке.
С механической помощью – зондом сдвигаем язык: та-тя, да-дя, на-ня…
Слайд 77
ПРИЕМЫ ОЗВОНЧЕНИЯ
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его
гортани и ощущает дрожание в ее области. Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.
Слайд 78
Переход от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] к нужному
согласному звуку (например, мммба, нннба).
Прием сочетания звонкого звука, который нужно вызвать, с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Слайд 79
Поем гласный и во время фонации воспроизводим нужную артикуляцию:
Тяни а… и
легко похлопай губами (б).
Дотронься нижней губой до верхних зубов (в).
Коснись зубами высунутого языка, или подними язык за верхние зубы (д).
Подними «ковшиком» за верхние зубы (ж).
Тяни э… и просовывай язык между зубами (з).