Слайд 1Коррекционно-развивающая
деятельность
с детьми после кохлеарной
имплантации
Зюсько Н.В.
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» г. Смоленска
Слайд 2Подходы к определению понятия
Кохлеарная имплантация – способ слухопротезирования, предполагающий вживление во
внутреннее ухо системы электродов, обеспечивающей восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва.
Слайд 3Действие кохлеарного импланта основано на том, что при сесоневральной тугоухости наиболее
часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), а волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными.
Использование КИ позволяет решать ряд проблем, с которыми сталкиваются люди, имеющие большую степень потери слуха.
Слайд 4Подходы к определению понятия
Кохлеарная имплантация – это система мероприятий по реабилитации
людей с нарушением слуха, включающая:
отбор кандидатов на КИ;
проведение хирургической операции,
первое включение речевого процессора и его настройку,
послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
Слайд 5Мировой опыт
1978 г. – КИ впервые установлен неслышащему пациенту (Род Сандерс,
Мельбурн, Австралия).
1982 г. – первый имплант Nucleus
выпущен в продажу.
1991 г. – начато проведение операций в России.
Слайд 6Устройство кохлеарного импланта
Внешняя часть (наружная):
микрофон, размещаемый в корпусе заушного слухового аппарата;
речевой
процессор;
антенна передатчика.
Слайд 7Речевой процессор – малогабаритный специализированный компьютер:
осуществляет кодирование акустического сигнала в
последовательность электрических импульсов, передаваемых по радиоканалу в приемник имплантированной части для возбуждения разных групп волокон улитки с помощью многоэлектродной системы;
имеет регуляторы, позволяющие, в зависимости от условий (дом, улица), выбирать режим работы.
Слайд 8Речевой процессор
Настраивается индивидуально в соответствии со слуховыми возможностями пациента.
Программу настройки осуществляет
аудиолог при помощи специального компьютера: каждый электрод настраивается на определенную частоту и громкость в соответствии со слуховыми ощущениями человека. Со временем возможна перенастройка.
Слайд 9Устройство кохлеарного импланта
2. Внутренняя часть (имплантируемая) под кожу и в улитку:
приемник
с индукционной катушкой;
система электродов.
Слайд 12Как работает система КИ
1. Все звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора.
Слайд 13Как работает система КИ
2. В речевом процессоре все звуки окружающей среды
анализируются и кодируются в последовательность электрических импульсов.
3. С помощью передатчика импульсы посылаются через кожу в приемник, зафиксированный в височной кости.
Слайд 14Как работает система КИ
4. От приемника импульсы направляются по рабочему электроду
в улитку, где стимулируют спиральный ганглий слухового нерва.
Слайд 15Как работает система КИ
5. Слуховой нерв воспринимает импульсы и посылает в
слуховые центры мозга.
6. Мозг распознает переданные сигналы как звук.
Слайд 16Показания для КИ
Двусторонняя хроническая сенсоневральная глухота (средний порог слухового ощущения для
тональных сигналов на частотах 500-4000Гц – более 85дБ), долингвальная и постлингвальная – у взрослых и подростков с хорошими навыками устной речи
Отсутствие эффекта от пользования оптимально подобранным СА при тяжелой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости (средние пороги слухового ощущения превышают в свободном звуковом поле превышают 55 дБ на частотах 2-4 кГц, разборчивость речи менее 20%).
Слайд 17Противопоказания для КИ
1. Полная или частичная облитерация улитки.
2. Ретрокохлеарное поражение слуха.
3.
Тяжелая соматическая патология.
4. Психические заболевания и грубые неврологические нарушения, затрудняющие использование КИ и препятствующие послеоперационной слухоречевой реабилитации.
4. Отсутствие мотивации к длительной послеоперационной слухоречевой реабилитации со стороны родителей, родственников и местных специалистов.
Слайд 18Выбор уха для проведения операции кохлеарной имплантации
Анатомия улитки.
Данные аудиологического обследования и
наличие опыта использования ИСА (КИ проводится на хуже слышащем ухе, если пациент носил ИСА на этом ухе). Если по данным тональной аудиометрии нет реакции на хуже слышащем ухе, протезируется лучше слышащее ухо.
Имплантируется ухо с меньшим периодом глухоты. Исследования показали, что имплантация лучше слышащего уха препятствует переносу обучения на противоположное ухо.
Слайд 19Бинауральная кохлеарная имплантация
Обеспечивает:
Суммацию громкости сигналов;
Исключение эффекта «Тени головы»;
Бинауральный слух, необходимый для
локализации звука, при общении с несколькими говорящими.
Слайд 20Предоперационное обследование включает блоки:
Аудиологическое обследование.
Рентгенологические исследования.
Сурдопедагогическое и психологическое исследования.
Общие и специальные
клинические исследования.
Слайд 21Хирургическая операция
В процессе операции:
за ухом пациента производится дугообразный разрез на
коже длиной 10 см;
делается углубление в височной кости, в котором размещается приемник КА;
вводятся электроды через отверстие в стенке улитки вблизи круглого окна на глубину 30 мм.
Слайд 22Послеоперационная реабилитация
Точная настройка процессора КИ.
Занятия ребенка с сурдопедагогом, логопедом и родителями
по развитию речи, слуха, коммуникативных и когнитивных навыков.
Психологическая и социальная поддержка ребенка и его близких.
Слайд 23Основные направления коррекционной работы
Развитие слухового восприятия – приоритетное направление на первоначальном
этапе реабилитации;
Развитие речи (фонетического, лексического, грамматического компонентов);
Развитие коммуникативных умений;
Развитие познавательной деятельности.
Слайд 24Успешность реабилитации зависит от
Сохранности слухового нерва;
Успешности хирургического вмешательства;
Времени потери слуха;
Возраста,
в котором проведена операция;
Особенностей слухопротезирования и предварительного слухового опыта;
Слайд 25Успешность реабилитации зависит от
Индивидуальных особенностей ребенка;
Наличия адекватных и организованных условий
реабилитации;
Использования адекватной методики коррекционной помощи;
Опыта педагога;
Степени включенности родителей в процесс реабилитации.
Слайд 26Особенности восприятия звуков с помощью КИ:
искажение звуков и речи, передаваемых кохлеарным
имплантом в слуховую систему. Требуются время и специальные занятия, чтобы сформировать у ребенка умения дифференцировать на слух звуки и речь;
монауральное восприятие. Необходима специальная работа по формированию умения локализовать звуки в пространстве.
Слайд 27Особенности развития ребенка с КИ:
1. После включения процессора КИ пороги слуха
ребенка составляют 25 – 40 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Однако уровень понимания обращенной речи и собственной речи ребенка соответствует развитию глухого ребенка.
2. Достаточно быстрое спонтанное развитие слуховой чувствительности (даже на тихие звуки), которое резко контрастирует с медленно формирующейся способностью формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым предметом/ явлением.
Слайд 28Особенности развития ребенка с КИ:
3. «Рассогласование» между быстро развивающейся способностью воспринимать
звуки на слух и развитием собственной речи ребенка;
4. Несформированность или нарушение центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в особенностях памяти, внимания, скорости обработки речи.
5. Быстрая утомляемость ребенка.
Слайд 29Развитие слухового восприятия
Основная задача педагога – развитие у ребенка естественного слухового
восприятия с КИ до уровня, приближающегося к нормальному слуху, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи
Слайд 30Развитие слухового восприятия
Задача родителей – использовать естественные ситуации для развития слухового
восприятия малыша, научить его пользоваться своим слухом:
показать, что вокруг много звуков;
каждый раз обращать внимание ребенка на звук;
издавать звуки целенаправленно.
Не создать впечатление, что «слушание» - это то, что происходит только в определенное время! Самое главное происходит не на занятиях, а в обычной жизни, когда ребенок будет поворачиваться на разные звуки, искать их, спрашивать, что это такое.
Слайд 31Правила РСВ
перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание
ребенка (т.к. часто нарушение слуховое внимание);
в первое время рекомендуется использовать громкие звуки, т.к. тихие ребенок некоторое время может не воспринимать;
лучше использовать длительное звучание, т.к. дети с КИ лучше воспринимают их;
Слайд 32Правила РСВ
у детей с КИ увеличен латентный период реакции на звуки,
поэтому после предъявления звука обязательно надо выдержать паузу. Реакция ребенка может быть отсроченной;
длительность пауз между звуковыми сигналами надо менять, чтобы ребенок не ориентировался на них;
важно показывать, что звука нет.
Слайд 33В среднем через 6 – 12 месяцев после включения КИ при
правильной организации коррекционной работы у детей формируются все центральные механизмы анализа речи как звуковых сигналов. Слух начинает работать на развитие речи, как это происходит у слышащих детей.
Слайд 34Развитие речи
процесс обучения слушанию, речи и родному языку (как нормально слышащего,
так и с КИ) является активным. Поэтому важно создать ребенку условия для постоянного слушания звуков, речи и развития умения общаться с помощью речи в различных ситуациях общения;
основными учителями развития речи ребенка (как нормально слышащего, так и с КИ) являются его родители.
Слайд 35Родитель – равноправный партнер
родитель активен во время всего занятия, на всех
этапах
педагог показывает задание – родитель выполняет
при этом педагог обучает родителя, контролирует правильность выполнения задания родителем
Слайд 36Родитель – равноправный партнер
Педагог обязательно комментирует:
Цель задания
Принцип его выполнения
Результаты выполнения
Возможное
усложнение
задания и его
видоизменение
Слайд 37Методические рекомендации
Используются методические приемы, рекомендованные для слабослышащих детей, однако учитываются
некоторые особенности
1. Постоянное мотивированное общение с ребенком: взрослый комментирует свои действия и действия ребенка, задает уточняющие вопросы.
Слайд 38Методические рекомендации
2.Используется не глобальное, а аналитическое чтение. Это обеспечит развитие произносительной
стороны устной речи и создание базы для овладения ребенком грамматическим строем речи.
3. Исключается опора на тактильно-вибрационные ощущения в процессе формирования устной речи. Основой для овладения устной речью, также как и у слышащего ребенка, должно быть слуховое восприятие
Слайд 39Методические рекомендации
4. Не используется прием сопряженного проговаривания, так как это будет
тормозить естественное развитие понимания речи и собственной речи ребенка. Учим ребенка очередности общения.
5. Постепенный переход от слухо-зрительного к слуховому восприятию обращенной речи (на начальных этапах работы учитель-логопед сидит напротив ребенка, в дальнейшем – рядом с ним)
Слайд 40Методические рекомендации
6. Должно быть строго исключено использование жестовой речи;
7. На начальных
этапах обучения произношению следует сместить акцент с точного фонетического оформления слов на формирование интонационно-модулированного лепета. В противном случае у ребенка могут возникнуть трудно устранимые нарушения слитности речи, неестественное звучание голоса
Слайд 41Формирование коммуникативных умений
1. К любой голосовой реакции ребенка с КИ необходимо
относиться как к преднамеренной коммуникации и реагировать на нее ответной репликой.
2. Работу лучше осуществлять в совместной деятельности со взрослым в процессе решения различных речевых задач. Ребенок попадает в коммуникативную ситуацию, требующую вступления в речевое общение: чтобы быть понятым, надо произнести определенное слово (фразу).
Слайд 42Формирование коммуникативных умений
3. Стимулировать речевую активность малыша с кохлеарным имплантом будут
приемы:
сопровождения действий ребенка словом,
распространения речи ребенка;
комментирования его действий и др.
Слайд 43Учебно-методические пособия
Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации.
–– СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007
Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.Королева.- СПб., 2005Пудов В.И., Кузовкова В.Е., Зонтова О.В. Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах. - СПб.: ФГУ «Спбургский научно-исслед. Институт уха,горла, носа и речи…», 2009.
Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы (в схемах и таблицах): Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2004 .
Феклистова С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха: пособие. – Мн.: БГПУ, 2007
Феклистова С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха: Учеб.-метод. пособие/ С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. – Мн.: БГПУ, 2011
Слайд 44Информационные источники
https://nf2.dist67.ru
www/azimuth.spb.ru
www/azimuth.su
https://lornii.ru
https://rodsi.ru
родительское
объединение