Слайд 1КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
ПРИ
БРАДИЛАЛИИ
(всеобуч для родителей)
Слайд 2НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПРИ УСТРАНЕНИИ БРАДИЛАЛИИ:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи:
темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3.Также необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи. Необходимо использовать логоритмические упражнения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи.
Слайд 3ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Медицинское воздействие (лечебное укрепление нервной системы медикаментами, физиотерапевтическими
процедурами).
2. Специальные виды лечебной физкультуры.
3. Логопедические занятия, основной целью которых является выработка четких и быстрых речевых движений.
4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, развитие речевой и общей моторики, внимания, памяти). Большой эффект дают занятия с быстрой маршировкой и бегом под музыку, частые переключения движений в зависимости от изменения характера музыки, разнообразные подвижные игры, сопровождаемые речью.
Слайд 4МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПРИ УСТРАНЕНИИ БРАДИЛАЛИИ:
воспитание быстрых и четких движений в
процессе речи;
убыстрение речевых реакций;
убыстрение темпа внутренней речи;
убыстрение темпа письма и чтения;
воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения;
воспитание правильной просодики;
нормализация общей моторики;
формирование ручного праксиса,
развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.
Слайд 5ВИДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основные упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности (слогов,
слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения;
2. Слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком;
3. Работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи;
4.Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим ребенком в паре с логопедом, затем с товарищем по группе;
5. Выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.
Слайд 66. Занятия по логопедической ритмике.
7. Ходьба и маршировка в различных
направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными упражнениями, помогающими контролировать темп выполняемых движений и облегчающими детям удерживать нужный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
8. Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как средней силы, так и сильно. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.
9. Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.
Слайд 710. Подвижные игры: несюжетные и сюжетные.
Несюжетные игры – перебежки, ловушки,
пятнашки, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.
11. Музыкальная самостоятельная деятельность: энергичное выполнение однотипных движений — рубка дрова, скачки на лошади, боксирование и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют творческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп).
12. Игра на музыкальных инструментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.
Слайд 8ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПРИ УСТРАНЕНИИ БРАДИЛАЛИИ:
I этап – Развитие речевого дыхания
+ балнеотерапия
I этап – Развитие артикуляционной моторики губ, языка, нижней челюсти
III - Выработка быстрых и четких движений в процессе речи
IV этап – Развитие выразительного чтения
V этап – Логоритмика
VI этап- Сказкотерапия
Слайд 9СИСТЕМА
ЛЕЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
Рекомендуемые упражнения
Счет в быстром темпе
– в быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5), школьникам счет до 100.
Варианты:
посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например, от 3 до 10; от 10 до 2 и т.д.)
- посчитать двойками
- посчитать тройками
Слайд 10Четкое произнесение слогов со стечением согласных:
Тра-дра тро-дро
азба-аспа
Пра-бра про-бро узбу-успу
Фру-вру фро-вро ыпша -ыбжа
Быстро изменять одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово (например: мак-бак-рак-так) Слова: сон, дом, пар, ток, салат, ручка, палка, цапля и т.д.) Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа ритма.
Упражнения на объяснение фразеологизмов (для детей 5-7 лет), например: считать ворон, заварить кашу, как с гуся вода, не вешай нос, тянуть за язык и т.д.)
Слайд 11Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.
- Течет речка, печет печка.
В гнездышке яички - выведутся птички.
Капа лопаткой копала канавку.
- В лесу слышен шелест листьев.
- Брат с братом брели по Арбату.
Лара у Вали играет на рояле.
Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.
Слайд 12
Поиграем животикам
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
В положении
стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.
Для развития артикуляционной моторики упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания
губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее
движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в
полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично.
Слайд 13 Тишина
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу
голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
Слайд 14Темп речи
Большие ноги шли по дороге
Цель: развитие у детей умения
менять темп
речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят:
«Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Слайд 15Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать
речь с движением, постепенно меняя
их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Слайд 16Развитие ритма речи «Выдели слово»
Цель: научить детей делать ударение на
определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: «1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1,на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному.
Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать. И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове. «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.
Слайд 17РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Задачи логопеда:
1. Научить ребенка говорить быстро.
Логоритмические занятия с маршировками,
притопыванием, бегом, прыжками, одновременно с речью развивая моторику, память и внимание.
Добавить в речь ребенка эмоциональность.
Развивающие занятия, на которых ребенок отгадывает загадки вместе с другими детьми, описывает картинки в книжках, на которых герои удивляются, огорчаются, радуются, смеются. Дети постарше участвуют в детских театральных постановках.
Первое – укрепление нервной системы. Врачи назначают лекарства и физиотерапевтические процедуры.
Второе – коррекция двигательной системы. Ее проводят в кабинете лечебной физкультуры.
Третье – занятия с логопедом.
Слайд 18Вывод: В результате 9 месячной работы речь становится значительно четче и
быстрее.
После курса занятий необходимо долгое наблюдение за детьми, страдающими брадилалией и особенно брадикинезией (замедленность движений).
Необходимо в первую очередь нормализовать:
общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис;
развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение ритмов и т. д.
По мере нормализации моторики включать речевой материал.
Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.