Слайд 1Консультация для родителей по самомассажу.
Слайд 2Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические
артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка.
Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня.
Слайд 3
Проводится самомассаж , как правило в игровой форме. Чаще всего упражнения
по самомасссажу сопровождаются стихами, и это не случайно.
Стихи помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного активизировать. Если ребёнок возбуждён мы в медленном темпе проговариваем стихотворение и в таком же ритме выполняем движения и наоборот - делаем всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого надо активизировать.
Слайд 4Последовательность обучения детей самомассажу:
1. Рассказ о пользе данного вида массажа.
2. Учимся
находить и называть части тела, которые будем массировать.
3. Закрепление частей тела в игровой форме.
4. Рассказ взрослого о пользе массажа для каждой зоны.
5. Показ массажа в стихотворном сопровождении.
6. Учимся выполнять массажные движения.
7. Уточнение последовательности движений.
8. Самомассаж со стихотворным сопровождением.
9. Закрепление детьми навыка самомассажа на индивидуальных, подгрупповых занятиях.
10. Использование самомассажа в организационных моментах занятий, в физминутках и в свободной деятельности.
Слайд 5 Условия проведения самомассажа
Длительность самомассажа для дошкольников
составляет 5 - 10 минут.
Каждое движение выполняется 4-6 раз.
Перед проведением самомассажа ребенок
должен вымыть руки и лицо.
Перед проведением самомассажа руки
необходимо согреть (растереть друг о друга)
Слайд 6Приемы самомассажа:
Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании
усиливается кровообращение в поверхностно- расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.
Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц
Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.
Пощипывание - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.
Вибрация вызывает усиление, а иногда и восстановление угасших глубоких рефлексов, улучшает сократительную функцию мышц и трофику тканей.
Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).
Слайд 7 Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3
вида:
общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);
пальчиковый.
Последовательность выполнения:
- Самомассаж головы, шеи, туловища (не всегда), ушей.
- Артикуляционный (самомассаж щек, лба, носа, губ и языка).
- Пальчиковый.
Слайд 8Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища
Чтобы не зевать от скуки взяли
и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп,
Чтобы щечки не дремали
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим пусть он дышит хорошо…
Слайд 9Самомассаж мышц лица.
При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц
щёк производится массаж на их укрепление.
Слайд 10Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа.
Шарики – гоняем воздух из одной щеки в
другую,
Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками –
воздух с шумом вырывается наружу.
Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы,
произнося звук «П».
Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать
рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые
запираемым во рту воздухом.
Слайд 11Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам,
произнося
при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно
похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко
открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд
трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим
её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов - амма, абба, аппа….
Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит….
Упражнение с присоской – при слабых губах
Слайд 12Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы
плотно сжимают
бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.
Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и
расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами,
другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.
Слайд 13Самомассаж мышц языка.
При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц
языка.
Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день.
Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной
недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.
Простые приёмы самомассажа:
Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем
бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно
зубами, …..
Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при
малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка)
Слайд 14
Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
Слайд 15Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда
ребёнок смягчает согласные
и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических
ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался снаружи.
Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение – спринцовку сложить в четыре раза.
Массаж грушей
Слайд 16Самомассаж пальцев рук.
Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают
тактильную чувствительность артикуляционного аппарата – это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.
Слайд 17Схема руки.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические
упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Слайд 18Самомассаж с помощью мячиков.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его
качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
В правой руке свой мячик сжимаю,
Ну, а потом ладошку я меняю.
«Здравствуй, мой послушный мячик»-
Скажет громко каждый пальчик.
Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.
Отправляемся гулять – будем пальчики считать:1-2-3-4-5
Слайд 19Самомассаж пальцев эластичным кольцом-пружинкой.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый
палец,
проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз– два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того чтобы показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень весел и удал.
Слайд 20Самомассаж Су – Джок шарами.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне
по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Я мячом круги катаю,
Взад -вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
При выполнении подобного рода
упражнений ребенок слышит
ритмизованную речь, что немаловажно
для развития речи ребенка, так как в основе речи – ритм.
Развивается вербальная память ребенка: нужно запомнить, в соответствии с какой фразой загнуть тот или иной пальчик, одеть на него колечко.
Слайд 21Выводы:
Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мышц лица, губ, языка,
массаж пальцев рук. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
Использование этих приемов самомассажа дает неоценимую поддержку логопеду, увлекает, готовит речевой аппарат ребенка и развивает его речь.
3. Занимайтесь самомассажем с детьми, и результаты вас обязательно порадуют!
Слайд 22Использованная литература:
1. Дьякова Е.А. Логопедический массаж / Е.А. Дьякова – М.:
Издат. центр «Академия», 2005.
2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / М.Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е.Н. Краузе – СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005.
4. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка / О.А. Новиковская – М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010.