Слайд 1
Консультации для родителей
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Слайд 2Цель артикуляционной гимнастики
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
Слайд 3Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Слайд 45. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе
и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Слайд 5Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Слайд 7«Улыбка»
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
Удерживать 10-15 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Слайд 8«Хоботок»
Вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.
Слайд 9«Хомячок»
Похоже на упражнение «Шарик». Но в упражнении «Хомячок» надо пожевать, не
разжимая при этом губ и раздув щёки. Поверьте, это очень сложно! Нижняя челюсть двигается ритмично. Продолжительность упражнения не менее 10-15 секунд. Упражнение динамическое.
Слайд 10«Лопаточка»
Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем
сделать язык узким, показать острую иголочку.
Слайд 11«Чашечка»
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять:
получится чашечка.
Слайд 12«Вкусное варенье»
Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.
Слайд 13«Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это
шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Слайд 14«Мостик»
Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он
принял положение мостика («Мостик»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 10-15 секунд.
Слайд 15«Горка»
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка
поднять вверх. Показать крутую горку.
Слайд 16«Часики»
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно
тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов. Нижняя челюсть неподвижна.
Слайд 17«Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю
губу, пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя-пя..». Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка.
Слайд 18«Чистим зубки»
Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы
снаружи и снутри.