Слайд 1Консультация для педагогов
Составила учитель-логопед
Мальцева Е.В.
Детские речевые ошибки. Что делать?
Слайд 2Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче
и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Слайд 3Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки –
это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Слайд 4Важным этапом развития личности является дошкольное детство.
Одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Слайд 5Важность развития грамотной речи детей обусловлена рядом факторов:
-- Владение грамотной речью
и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих первоклассников, основа их успешной учебы.
-- Недостатки в развитии речи на современном этапе выявляются не только у дошкольников с проблемами речевого развития, но и у большинства детей, явно ими не страдающих.
-- Знание общих закономерностей развития языка может помочь исправлению недостатков детской речи, раннему выявлению нарушений в развитии ребенка.
Слайд 6Необходимо обеспечить эффективные педагогические условия для своевременного развития у старших дошкольников
грамотной правильной речи. В решении данной проблемы большое значение приобретает понимание педагогом правил, по которым ребенок конструирует свою речь, понимание закономерности возникновения в речи ребенка в определенном возрасте речевых неправильностей—инноваций. Речь дошкольников во многом отличается от речи взрослых людей.
Одним из таких отличий являются детские речевые инновации – слова, самостоятельно сконструированные детьми.
Важность изучения педагогами словообразовательных и словоизменительных инноваций подтверждается тем, что они являются одним из показателей развития речи ребенка. Их появление—свидетельство нормального речевого развития ребенка.
Слайд 7Дети внимательно наблюдают за речью взрослых, извлекают сведения об устройстве языкового
механизма, учатся образовывать и употреблять слова. Под детскими речевыми инновациями онтолингвисты понимают единицы детской речи, отсутствующие во взрослом языке. Например: «обкрапивился» (обжегся о крапиву), «сыровый пирожок» (пирожок с сыром) и т. д.). Создание новых слов – словотворчество — один из этапов, который проходит каждый ребёнок в освоении родного языка.
Слайд 8Обычно к 5-6 годам эти ошибки исчезают.
Какие же ошибки в речи
старших дошкольников перестают быть «нормальными» и могут являться свидетельством задержки речевого развития?
-- Окказиональное конструирование основы глагола: «вставает»
-- Устранение чередования согласных: «стригет—стрижет»
-- Устранение беглых гласных: «палецы»
-- Неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: «человеки»
-- Устранение существительных среднего рода: «печенька»
-- Перевод существительных из одного рода в другой: «Я—папа жаб»
-- Устранение существительных 3-го склонения: «посолите солем»
-- Употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: «дай кубика»
-- Смешение окончаний глаголов: «посплют»
-- Смешение суффиксов императива: «искай»
Слайд 9Ошибки при усвоении языка — явление совершенно естественное для нормально протекающего
онтогенеза речевой деятельности. В то же время ошибки, «типичные» для языкового развития, нельзя оставлять без внимания; необходимо поправлять ребенка, внося коррективы в его речь. Если взрослый не обращает на них внимания, речь ребенка может долго оставаться неправильной в грамматическом отношении. Некоторые дети гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают уже намеренно говорить неправильно. Все случаи неправильного речевого поведения детей должны быть предметом самого пристального внимания педагогов.
Слайд 10Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в
несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами. Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.