развития речи и мышления
Консультация для воспитателей
Подготовила
учитель-логопед: ЗОТОВА Е.С.
Слайд 2Цель: развитие речевого творчества детей
Задачи:
Образовательные: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического
строя речи.
Развивающие: развитие связной монологической речи, внимания, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитание речевой культуры.
Слайд 31. «Узнай меня»
Один из детей «превращается» в какое-либо животное, насекомое или
птицу. Он даёт его описание: цвет, форма, что ест, где живет и т. д. не называя само животное или предмет. Остальные ученики угадывают о чем шла речь
Например: “Я — небольшое домашнее животное, ласковое и пушистое. У меня есть мягкие лапки, остренькие ушки, пушистая шерсть. Я люблю молоко и охочусь на мышей”. (Кошка)
При затруднении в составлении рассказа – описания можно пользоваться схемами-подсказками.
Слайд 42. “Если вдруг…”
Педагог предлагает воспитанникам какую – либо неординарную ситуацию, из
которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.
Примеры ситуаций:
Если вдруг на Земле исчезнут.
– все пуговицы.
– все учебники и т. д.
Что тогда произойдет?
Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы, волшебная палочка, шапка-невидимка…?
Слайд 53 «Сказки на новый лад»
Детям предлагается используя героев хорошо знакомых сказок
придумать новые ситуации, сочинить свою сказку.
«Однажды, Колобок покатился по дорожке и встретил Бабу-ягу......»
Можно использовать картинки с изображением сказочных героев, персонажей кукольного театра, игрушки
Слайд 64. «Сочиняй-ка»
Дети друг за другом достают карточки из коробочки (фишки из
мешочка) на которых есть предметные изображения. Задача — по цепочке придумать продолжение истории, опираясь на свою картинку.
«Жила-была бабочка (карточка бабочка) и захотела она погулять. Летела - летела и видит.... яблоко (карточка яблоко). Что это такое? Бабочка очень удивилась.....
Слайд 75.«Добавляй-ка»
Игра проводится за одним большим столом, тогда цепочка карточек выкладывается на
столе, либо дети сидят на ковре на стульчиках, тогда цепочка выкладывается на полу. Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек с любыми предметными картинками. Игроки должны выкладывать карточки цепочкой — одну за другой, находя логическое объяснение (общий признак — цвет, форму, назначение, материал).
Топор — ведро (и то и другое сделано из железа), Ведро — ягоды (ягоды можно собирать в ведро), Ягоды — конфета (ягоды такие же сладкие, как конфета) и т. д.
Слайд 86 “Если бы, да кабы…”
Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет,
чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.
Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…
Например:
– Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.
Другая тематика:
– Я хотел(а) бы узнать…
– Я радуюсь, когда…
– Я грущу, когда…
– Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…
Слайд 97. “Только веселые слова”
Педагог определяет тему. Дети по очереди называют определенные
слова.
“Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк.
“Зеленые слова”: лист, арбуз, огурец, яблоко…
“Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок…
«Вкусные слова» мороженое, банан, мармелад...