Слайд 1
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
Слайд 2
Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение
которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи .
Слайд 3Причины дисграфии
Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения
и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы.
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
Леворукость (особенно переученная).
Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
Слайд 4
Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах русского
письма:
1. фонетический - слово пишется так, как оно слышится, сохраняя все звуки (для этого необходим очень хороший слух и биологический и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа).
Слайд 5
2. морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип
письма требует очень хорошей памяти).
3. традиционный (исторический) - например, написание всех словарных слов; правило «жи - ши» пиши с буквой «и», хотя мы слышим «ы».
Слайд 6
Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
1. записываемое слово должно быть
правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка, например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие).
Слайд 7
2. буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком,
т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
Слайд 8
3. таким образом: «услышал слово», «проговорил» - теперь в
работу включается речезрительная функциональная система, т.е. идет процесс перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв.
Слайд 9
4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение руки
и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: - кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); - кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
Слайд 10
5. для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез,
т.е. необходимо определить noрядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове.
Слайд 11
Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие
виды ошибок:
пропуск гласных и согласных;
перестановка слогов в слове;
добавление букв или слогов;
недописывание окончаний слов;
слитное написание слов, предлогов со словами;
неумение производить анализ текста на предложения.
Слайд 12
ВИДЫ ДИСГРАФИИ
1. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфия
Суть ее состоит
в следующем:
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.
Нарушенное звукопроизношение.
Пример: нарушено произношение [ш]:
Наса скола самая лучсая на свете.
Слайд 132.Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическая
Причины: недифференцированность слухового восприятия; недостаточное
развитие звукового анализа и синтеза;
Пример: нарушена дифференциации звуков по звонкости-глухости:
Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца.
Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы.
Слайд 143. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия на
почве нарушения языкового анализа и синтеза
Причина: Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
Примеры:
Ошибки при стечении согласных: диктант-дик?а?т
Пропуск гласных: Собака-с?бака
Добавление букв: Таскали-тасакали;
Пропуски, перестановки, искажения слогов: Литература – лиратетура.
Слайд 154. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений
– аграмматическая дисграфия
Причины: - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений; -нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие).
Примеры: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козленки; над столом – на? столом; много деревов; дети бежит.
Слайд 165. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия
Причины:
Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений;
Проявления:
Замены и искажения графического и моторного образа буквы;
Зеркальное письмо;