Презентация, доклад консультации для учителей начальных классов и родителей на тему Виды нарушений письма и причины их возникновения

Содержание

Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи .

Слайд 1



ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ







ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Слайд 2

Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение

которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи .
Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связанно с незнанием грамматических

Слайд 3Причины дисграфии
Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения

и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы.
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
Леворукость (особенно переученная).
Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.

Причины дисграфииОрганическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД),

Слайд 4 Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах русского

письма:



1. фонетический - слово пишется так, как оно слышится, сохраняя все звуки (для этого необходим очень хороший слух и биологический и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа).


Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах русского письма: 1. фонетический - слово

Слайд 5

2. морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип

письма требует очень хорошей памяти).

3. традиционный (исторический) - например, написание всех словарных слов; правило «жи - ши» пиши с буквой «и», хотя мы слышим «ы».

2.	морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип письма требует очень хорошей памяти).3.	традиционный (исторический)

Слайд 6 Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
1. записываемое слово должно быть

правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка, например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие).

Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций: 1.	записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее

Слайд 7
2. буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком,

т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
2.	буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор.

Слайд 8
3. таким образом: «услышал слово», «проговорил» - теперь в

работу включается речезрительная функциональная система, т.е. идет процесс перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв.

3. таким  образом:  «услышал слово», «проговорил» - теперь в работу включается речезрительная функциональная система, т.е.

Слайд 9
4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение руки

и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: - кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); - кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный,

Слайд 10
5. для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез,

т.е. необходимо определить noрядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове.

5.	для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить noрядок звуков или

Слайд 11
Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие

виды ошибок:


пропуск гласных и согласных;
перестановка слогов в слове;
добавление букв или слогов;
недописывание окончаний слов;
слитное написание слов, предлогов со словами;
неумение производить анализ текста на предложения.
Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:пропуск гласных и согласных;перестановка слогов

Слайд 12 ВИДЫ ДИСГРАФИИ 1. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфия


Суть ее состоит

в следующем:
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.
Нарушенное звукопроизношение.
Пример: нарушено произношение [ш]:
Наса скола самая лучсая на свете.

ВИДЫ ДИСГРАФИИ 1. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфияСуть ее состоит в следующем: Ребенок,

Слайд 132.Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическая
Причины: недифференцированность слухового восприятия; недостаточное

развитие звукового анализа и синтеза;
Пример: нарушена дифференциации звуков по звонкости-глухости:
Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца.
Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы.

2.Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическаяПричины: недифференцированность слухового восприятия; недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;Пример: нарушена

Слайд 143. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия на

почве нарушения языкового анализа и синтеза

Причина: Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
Примеры:
Ошибки при стечении согласных: диктант-дик?а?т
Пропуск гласных: Собака-с?бака
Добавление букв: Таскали-тасакали;
Пропуски, перестановки, искажения слогов: Литература – лиратетура.

3. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаПричина:

Слайд 154. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений

– аграмматическая дисграфия

Причины: - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений; -нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие).
Примеры: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козленки; над столом – на? столом; много деревов; дети бежит.

4. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений – аграмматическая дисграфияПричины: - недоразвитие грамматического

Слайд 165. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия
Причины:

Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений;
Проявления:
Замены и искажения графического и моторного образа буквы;
Зеркальное письмо;

5. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть