Слайд 1Классное руководство в истории отечественного образования
Башкова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
Слайд 2Комнатный надзиратель
Главная обязанность - «всяческое направление нравов
и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества».
Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким), необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение.
Непосредственные обязанности комнатных надзирателей наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой.
Слайд 3Классный надзиратель
Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более
6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса».
Деятельность классного надзирателя носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты соблюдали правила поведения (не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время).
Слайд 4Классные наставники (в женских гимназиях – классные дамы)
Деятельность классных наставников становится
не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера.
В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей ,работа с отстающими детьми.
Слайд 5К концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя
– воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Слайд 6Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой учебные и
воспитательные, идеологические задачи.
Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся.
Слайд 7В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами .
Ведущими
задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль посещаемости, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».
Слайд 8Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя –
педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
Слайд 9
Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя: организация
систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
Слайд 10В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя возрастает, что проявляется
в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся.
Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту, проведение политинформаций и агитаций.
Отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда.
Слайд 11
В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, учителей активно велась оборонная
работа.
Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
Слайд 12Классный руководитель
Обязанности: мобилизация внимания на учебный и общественно-полезный труд, участие в
общественной работе, проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся.
Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах.
Основная задача – организация класса в коллектив.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Слайд 13
1958–1984 гг., существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности,
общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья...
Слайд 14Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как
ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей.
Слайд 15Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в
штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.).
Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг.»
Классным руководителям и классным воспитателям предлагается использовать передовой воспитательный опыт.
Слайд 16Главной становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных
и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Слайд 17Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В
период (2001–2010 гг.) осуществляется нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе; Поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение.
Слайд 18Источники
kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/isliedovaniie-istorii-stanovlieniia-klassnogho-rukovodstvo