Слайд 1Нейропсихологическая коррекция
в работе логопеда.
Учитель-логопед:
Родина Л.А.
Слайд 2Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.
Слайд 3 Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых
дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Слайд 4Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от
года. Это подтверждают данные статистики.
В 2017 года в России насчитывалось 4,5% детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов -580 тысяч, детей с ОВЗ -751 тысяча). Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста, 4% детей подросткового возраста.
Слайд 5
Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович:
«ребенок
с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма».
Слайд 6
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина,
2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:
Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.
Слайд 7
Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей
с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии.
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе помогает справиться с имеющимися у детей нарушениями, трудностями обучения, способствует укреплению их
психо-соматического здоровья.
Слайд 8
И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений
и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма, к которым относятся:
1. готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации;
2. зрелость серийной организации движений и действий;
3. уровень формирования программирования
и контроля произвольных действий.
Слайд 9Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на
материале локальных поражений мозга.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Слайд 10
Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование
нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми.
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Слайд 11
Нейрокоррекционные занятия включают в себя:
- растяжки,
- дыхательные упражнения,
- глазо-двигательные упражнения,
- упражнения для языка и
мышц челюсти,
- перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
- упражнения для развития мелкой моторики рук,
- упражнения для релаксации и визуализации,
- функциональные упражнения,
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
- упражнения с правилами.
Слайд 12
Нейропсихологические задачи:
оптимизировать тонус тела через упражнения-растяжки;
развивать умение координировать речь с движением;
развивать
тонкую и общую моторику;
развивать произвольное и слуховое внимание;
развивать мышление;
оптимизировать тонус тела через упражнение – релаксация.
Слайд 13
Также нейропсихологический подход применяется и при обследовании детей.
Наиболее
подробно методы
нейропсихологического обследования
представлены в работе
Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б.
«Методы нейропсихологического
обследования детей 6-9 лет».
Слайд 14
По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:
трудность поддержания
оптимального уровня активности.
отставание функций программирования и контроля деятельности.
отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.
Слайд 15
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет
три направления:
1. нацеленное
на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
Слайд 16Так как все выше указанные проблемы
учения с точки зрения нейропсихологии тесно
переплетаются
с проблемами современной
логопедии, то использование
нейропсихологических методов и приёмов
логопедами, дают возможность,
более качественно вести
коррекционно – логопедическую работу.
Слайд 17
В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:
растяжки;
дыхательная гимнастика;
комплекс артикуляционных упражнений;
самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;
аурикулярный самомассаж;
Глазо-двигательные упражнения;
пальчиковые игры;
кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
релаксационные упражнения;
элементы логоритмики;
элементы фонетической ритмики;
игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».
Слайд 19
Упражнения для нормализации тонуса
(направлены на формирование умения управлять своим тонусом.
Включают
в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения
упражнения на стимуляцию тонуса).
Слайд 20Упражнения на развитие внимания.
(применяются для увеличения объёма, развития избирательности, переключаемости и
устойчивости внимания.
Слайд 21
Развитие межполушарного взаимодействия
Слайд 22
Развитие пространственных представлений
Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела.
Ориентировка в
пространстве по отношению к собственному телу;
Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.
Слайд 23
Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:
в упражнениях контролируется
согласование процесса движения и речи,
тренируется внимание и память.
Слайд 24
Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М.
Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.
Слайд 25
В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая
сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст».
Слайд 26
Метод нейропсихологической диагностики Л.С.Цветковой решает ряд задач:
1. описать и дать анализ
картины нарушения психической деятельности ребёнка;
2. выделить фактор (или механизм) нарушения тех или иных ВПФ;
3. на его основе провести синдромный анализ дефекта, т.е. найти все ВПФ, которые нарушены по тому же механизму;
4. вычленить и провести анализ сохранных ВПФ и форм деятельности ребёнка;
5. поставить на основе синдромного анализа заключение;
6. наметить пути и методы восстановительной работы.
Направлен на создание условий для реализации:
- общего и слухового внимания
- направленного слушания
- попытки дифференцированного восприятия речи: введение в контекст снимает альтернативы, создает определенное смысловое поле, внутри которого можно понять не только общий смысл, но и выделить отдельные речевые единицы (слова, предложения) и указать их значение.
Слайд 27
Выделенные единицы закрепляются в упражнениях:
записывание слов, подчеркивание картинок;
чтение этих
слов;
их нахождение в тексте;
придумывание предложений с этими словами.
Слайд 28
Сферы применения:
1. Восстановление понимания речи
обучение умению слушать и слышать текст при
сенсорной афазии;
при акустико-мнестической афазии;
при семантической афазии.
Модифицированные формы метода используются при:
2. Восстановление предметного восприятия при оптической агнозии.
3. Восстановление памяти разной модальности.
Кроме того метод применяется для установления контакта.
Слайд 29
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и
обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Нейропсихологический подход позволяет разработать логопедические и нейропсихологические коррекционные программы, направленные на оптимизацию работы или перестройку неэффективной функциональной системы. Выработка единого подхода к нарушениям письма могла бы значительно облегчить диагностическую и коррекционную работу логопедов, психологов и педагогов, улучшить эффективность их взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения школьников.
Слайд 30 Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная
положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Слайд 31
Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами:
Нормализовались (в той или иной степени)
все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи
У детей с ТНР, осложнённым задержкой психического развития (церебрально-органического генеза), отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления.
В процессе внедрения нейропсихологических методов коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается: повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графо-моторных навыков, повышение произволь-ности и самостоятельности, улучшение поведения.
Заключительная диагностика показывает также косвенные результаты применения нейропсихологического подхода к коррекции тяжёлых нарушений речи у детей: повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Слайд 32 Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в логопедической деятельности
по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей школьного возраста является положительным.