Презентация, доклад о применении нейропсихологической коррекции в работе логопеда

Содержание

Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.

Слайд 1Нейропсихологическая коррекция в работе логопеда.

Учитель-логопед:
Родина Л.А.

Нейропсихологическая коррекция  в работе логопеда. Учитель-логопед: Родина Л.А.

Слайд 2Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.

Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.

Слайд 3 Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых

дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь.

Слайд 4Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от

года. Это подтверждают данные статистики.

В 2017 года в России насчитывалось 4,5% детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов -580 тысяч, детей с ОВЗ -751 тысяча). Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста, 4% детей подросткового возраста.


Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. В

Слайд 5 Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович:

«ребенок

с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма».
Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович:    «ребенок с сохранным слухом, зрением

Слайд 6 Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина,

2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:


Трудность поддержания оптимального уровня активности.
Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000).

Слайд 7 Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей

с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии.




Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе помогает справиться с имеющимися у детей нарушениями, трудностями обучения, способствует укреплению их
психо-соматического здоровья.

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы

Слайд 8 И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений

и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма, к которым относятся: 1. готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации; 2. зрелость серийной организации движений и действий; 3. уровень формирования программирования и контроля произвольных действий.
И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет

Слайд 9Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на

материале локальных поражений мозга.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Слайд 10 Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование

нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение. Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Слайд 11 Нейрокоррекционные занятия   включают в себя:
 
 -  растяжки,
 - дыхательные упражнения,
 - глазо-двигательные упражнения,
 - упражнения для языка и

мышц челюсти,
 - перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
 - упражнения для развития мелкой моторики рук,
 - упражнения для релаксации и визуализации,
 - функциональные упражнения,
 - упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
 - упражнения с правилами.

Нейрокоррекционные занятия   включают в себя:   -  растяжки, - дыхательные упражнения, - глазо-двигательные упражнения, - упражнения для языка и мышц челюсти, - перекрестные (реципрокные)

Слайд 12 Нейропсихологические задачи:
оптимизировать тонус тела через упражнения-растяжки;
развивать умение координировать речь с движением;
развивать

тонкую и общую моторику;
развивать произвольное и слуховое внимание;
развивать мышление;
оптимизировать тонус тела через упражнение – релаксация.


Нейропсихологические задачи: оптимизировать тонус тела через упражнения-растяжки;развивать умение координировать речь с движением;развивать тонкую и общую моторику;развивать

Слайд 13 Также нейропсихологический подход применяется и при обследовании детей.


Наиболее

подробно методы
нейропсихологического обследования
представлены в работе
Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б.
«Методы нейропсихологического
обследования детей 6-9 лет».
Также нейропсихологический подход применяется и при обследовании детей.   Наиболее подробно методы нейропсихологического

Слайд 14 По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:


трудность поддержания

оптимального уровня активности.
отставание функций программирования и контроля деятельности.
отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.

По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами: трудность поддержания оптимального уровня

Слайд 15 Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:

1. нацеленное

на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.

3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет  три направления: 1.

Слайд 16Так как все выше указанные проблемы
учения с точки зрения нейропсихологии тесно
переплетаются

с проблемами современной
логопедии, то использование
нейропсихологических методов и приёмов
логопедами, дают возможность,
более качественно вести
коррекционно – логопедическую работу.
Так как все выше указанные проблемыучения с точки зрения нейропсихологии теснопереплетаются с проблемами современнойлогопедии, то использованиенейропсихологических методов

Слайд 17 В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:
растяжки;
дыхательная гимнастика;
комплекс артикуляционных упражнений;

самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;
аурикулярный самомассаж;
Глазо-двигательные упражнения;
пальчиковые игры;
кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
релаксационные упражнения;
элементы логоритмики;
элементы фонетической ритмики;
игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».




В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения: растяжки;дыхательная гимнастика;комплекс артикуляционных упражнений; самомассаж пальцев,

Слайд 18 Дыхательные упражнения 
 

Дыхательные упражнения   

Слайд 19 Упражнения для нормализации тонуса
(направлены на формирование умения управлять своим тонусом.
Включают

в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения  
упражнения на стимуляцию тонуса).

Упражнения для нормализации тонуса (направлены на формирование умения управлять своим тонусом. Включают в себя упражнения на

Слайд 20Упражнения на развитие внимания.
(применяются для увеличения объёма, развития избирательности, переключаемости и

устойчивости внимания.
Упражнения на развитие внимания. (применяются для увеличения объёма, развития избирательности, переключаемости и устойчивости внимания.

Слайд 21 Развитие межполушарного взаимодействия

Развитие межполушарного взаимодействия

Слайд 22 Развитие пространственных представлений
Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела.
Ориентировка в

пространстве по отношению к собственному телу;
Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

Развитие пространственных представлений Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Ориентировка в пространстве по отношению к

Слайд 23 Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:
  в упражнениях контролируется

согласование процесса движения и  речи,
тренируется внимание и память.

Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:     в упражнениях контролируется согласование

Слайд 24 Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М.

Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.
Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой,

Слайд 25 В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая

сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст».
В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия

Слайд 26 Метод нейропсихологической диагностики Л.С.Цветковой решает ряд задач: 1. описать и дать анализ

картины нарушения психической деятельности ребёнка; 2. выделить фактор (или механизм) нарушения тех или иных ВПФ; 3. на его основе провести синдромный анализ дефекта, т.е. найти все ВПФ, которые нарушены по тому же механизму; 4. вычленить и провести анализ сохранных ВПФ и форм деятельности ребёнка; 5. поставить на основе синдромного анализа заключение; 6. наметить пути и методы восстановительной работы. Направлен на создание условий для реализации: - общего и слухового внимания - направленного слушания - попытки дифференцированного восприятия речи: введение в контекст снимает альтернативы, создает определенное смысловое поле, внутри которого можно понять не только общий смысл, но и выделить отдельные речевые единицы (слова, предложения) и указать их значение.

Слайд 27 Выделенные единицы закрепляются в упражнениях:

записывание слов, подчеркивание картинок;
чтение этих

слов;
их нахождение в тексте;
придумывание предложений с этими словами.

Выделенные единицы закрепляются в упражнениях:  записывание слов, подчеркивание картинок; чтение этих слов; их нахождение

Слайд 28 Сферы применения:
1. Восстановление понимания речи
обучение умению слушать и слышать текст при

сенсорной афазии;
при акустико-мнестической афазии;
при семантической афазии.

Модифицированные формы метода используются при:
2. Восстановление предметного восприятия при оптической агнозии.
3. Восстановление памяти разной модальности.

Кроме того метод применяется для установления контакта.

Сферы применения: 1. Восстановление понимания речиобучение умению слушать и слышать текст при сенсорной афазии; при акустико-мнестической

Слайд 29 Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и

обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.


Нейропсихологический подход позволяет разработать логопедические и нейропсихологические коррекционные программы, направленные на оптимизацию работы или перестройку неэффективной функциональной системы. Выработка единого подхода к нарушениям письма могла бы значительно облегчить диагностическую и коррекционную работу логопедов, психологов и педагогов, улучшить эффективность их взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения школьников.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие

Слайд 30 Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная

положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у

Слайд 31 Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами:
Нормализовались (в той или иной степени)

все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи
У детей с ТНР, осложнённым задержкой психического развития (церебрально-органического генеза), отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления.
В процессе внедрения нейропсихологических методов коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается: повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графо-моторных навыков,  повышение произволь-ности и самостоятельности, улучшение поведения.
Заключительная диагностика показывает также косвенные результаты применения нейропсихологического подхода к коррекции тяжёлых нарушений речи у детей: повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами: Нормализовались (в той или иной степени) все компоненты единой

Слайд 32 Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в  логопедической деятельности

по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей школьного возраста является положительным.

Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в  логопедической деятельности по преодолению тяжёлых нарушений речи у

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть