Слайд 1Родительское собрание
на тему
«Как подготовить
старшеклассника к ЕГЭ»
( результаты диагностики
Слайд 2Цель обследования: изучение психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ в ГБОУ
СОШ с. Пестравка.
Для обследования были использованы следующие методики:
1. Опросник изучения типа темперамента Айзенка
2. Тест «определение уровня тревожности в ситуации проверки знаний»
3.Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»
4. Психологическая готовность к ЕГЭ»
В исследовании приняли 16 человек.
Получены следующие результаты.
Слайд 3 Диагностика по методике
Г.Айзенка
«Каков ваш темперамент?»
Цель методики: Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте.
В каждом человеке чаще смесь темпераментов, с преобладанием какого-то одного.
Слайд 4Результаты исследования по классу
Слайд 5Основные характерологические черты темперамента личности. ХОЛЕРИК.
Холерик - неусидчив, нетерпелив, суетлив,
резок и прямолинеен в отношениях с людьми, в работе решителен, инициативен. Способен быстро действовать. Работает рывками, движения резкие, порывистые, речь быстрая, страстная, со сбивчивыми интонациями. Неуравновешен и горяч, склонении к риску, при недостаточном самоконтроле - не выдержан, вспыльчив, резок, раздражителен. Склонен к колебаниям настроения. Ощущает необходимость в эмоционально насыщенном общении.
Слайд 7 Подготовка к ЕГЭ для холериков
Холерики отличаются эмоциональной неустойчивостью и повышенной раздражительностью,
они менее усидчивы, быстро отвлекаются, чтение теоретического материала вызывает у них скуку, поэтому при подготовке к ЕГЭ холерикам стоит искать нестандартные подходы к изучению теории: обсуждение с одноклассником, который уже ознакомился с материалом, изучение учебников в чередовании с интересными видео-уроками - смена видов деятельности поможет лучше усвоить материал.
Холерикам нужно чередовать 25-минут работы над подготовкой с установленным объемом, который нужно изучить за это время, и 5-минутными перерывами.
Слайд 8
Холерикам при подготовки к ЕГЭ стоит составлять четкий план, в изучении
теории продвигаться от простого к сложному, от теории к практике, чтобы не ставить себя в ситуацию неуспеха. Теоретический материал по предмету следует постоянно повторять, используя различные источники и средства. Холерикам важно усваивать информацию через все каналы восприятия и в интересной форме.
Скучная информация быстро забудется, а изученная дважды теорема, к примеру, после прочтения в учебнике и просмотра видео-урока на эту тему, запомнится надолго.
При грамотном подходе к подготовке к ЕГЭ и учете темперамента, холерики с легкостью могут добиться желаемых результатов и получить высокий балл.
Слайд 9Основные характерологические черты темперамента личности. САНГВИНИК.
Сангвиник - человек с уравновешенной,
подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, жизнерадостен, характеризуется высокой сопротивляемостью к трудностям жизни, адаптивностью к ситуации. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание. Обладает повышенной активностью, энергичен, работоспособен, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.
Слайд 10Основные характерологические черты темперамента личности. САНГВИНИК.
Слайд 11Подготовка к ЕГЭ для сангвиников
К сангвиникам относятся люди,
устойчивые к психологическим нагрузкам. Они спокойны и уравновешены в сложных ситуациях. Сангвиник приспосабливается к сложившейся ситуации. Он без осложнений переключается с одной деятельности на другую. Из отрицательных характеристик данного вида темперамента - поверхностность в общении с людьми, утрачивание интереса к делу, которым только что увлекался, невыполнение обещаний. Учитывая индивидуальные характеристики, организуется правильная подготовка к ЕГЭ для сангвиников.
Слайд 12Данный темперамент относится к «быстрым». Сангвиники быстро впитывают изучаемый материал. Длительный
период ему не нужен. Но ему надоедает заниматься одним делом слишком долго. Поэтому подготовка к ЕГЭ для сангвиников начинается со сложных тем. Начав с легких, он способен «выгореть» к трудным темам и просто не заняться ими. Изучать темы лучше блоками. А между ними устраиваются перерывы на еду и питье.
Слайд 13Следующие 5 советов помогут в подготовке к ЕГЭ для сангвиников и
не только:
соблюдать режим дня – в одно время каждый вечер ложиться спать и просыпаться по утрам в один час;
полноценно питаться – насыщать организм полезными микроорганизмами;
устраивать тренировки – регулярно выполнять тесты по предметам;
снимать психическое перенапряжение и физическую усталость – гулять на воздухе, заниматься легкими физическими упражнениями;
последний день перед экзаменом освободить для полноценного отдыха.
Слайд 14Основные характерологические черты темперамента личности. МЕЛАНХОЛИК.
Меланхолик - человек со слабой
нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, ранимостью. Замкнут, тревожен, неуверен в себе, нерешителен, трудно сближается с людьми. Стремиться быть в «тени».
Отличается повышенной
утомляемостью. Болезненно и
долго переживает неудачи.
Боится перемен. Любит налаженный
ритм деятельности.
Осторожен и предусмотрителен
в принятии решений.
Слайд 15Основные характерологические черты темперамента личности. МЕЛАНХОЛИК.
Слайд 16Подготовка к ЕГЭ для меланхоликов
Меланхолики очень чувствительны, им трудно переносить физические
и психологические нагрузки, они быстро устают. Их психика излишне ранима. Меланхолики выполняют обещания, а в случае невозможности этого сделать – переживают. Повышенная тревожность – черта темперамента. Они не уверены в себе, их самооценка занижена. Учитывая собственные черты характера, организуется правильная подготовка к ЕГЭ для меланхоликов.
Слайд 17Данный темперамент считается «медленным». Такие ученики медленно входят в работу, поэтому
для них лучший вариант – начинать с легких заданий. Постепенно они втягиваются в работу и к более сложным вопросам подходят подготовленными психологически. Возрастает умственная деятельность, увеличивается работоспособность. Подготовка к ЕГЭ для меланхоликов ведется с частыми перерывами. Пусть они будут маленькими, но дающими возможность отдохнуть – меланхолики утомляются быстро.
Слайд 18Психологи дают советы, как готовиться к экзаменам.
5 советов помогут в подготовке к ЕГЭ для меланхоликов и других школьников:
учитывать наравне с типом темперамента биоритмы – «жаворонки» лучше мыслят в первой половине дня, «совы» - во второй;
ученики со зрительной памятью занимаются по пособиям, а со слуховой памятью – материал читают вслух;
гулять, дышать свежим воздухом;
ночь перед экзаменами – для отдыха и сна;
постоянно внушать себе мысль, что задания легкие и с ними справишься без труда.
Слайд 19Основные характерологические черты темперамента личности. ФЛЕГМАТИК.
Флегматик - человек с сильной,
уравновешенной, но инертной нервной системой. Медлительный, терпеливый, миролюбивый, стабильный. Ему природой предназначено быть создателем, хранителем, опорой жизни. При больших неприятностях остается спокойным. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивается. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели. Старательно и пунктуально выполняет задания в среднем темпе. Усидчив, умеет долго сохранять значительное напряжение
Слайд 20Основные характерологические черты темперамента личности. ФЛЕГМАТИК.
Слайд 21Подготовка к ЕГЭ для флегматиков
Подготовка к ЕГЭ для флегматиков учитывает ряд
особенностей: долгое включение в подготовку, медленное чтение и запоминание, однако при этом флегматики запоминают материал основательнее и надолго.
Учитывая эти нюансы, флегматикам при подготовке к ЕГЭ стоит выделить время на раскачку, учитывать, что потребуется больше часов на изучение материала, а значит следует выделить сложный материал и трудные задачи,
иначе после решения скучных легких задачек времени может не хватить.
Слайд 22При подготовке к ЕГЭ флегматикам нет смысла торопиться и ориентироваться на
одноклассников, работать рекомендуется в своем темпе, состояние прессинга, в который школьник может сам себя вогнать, не поможет ускориться.
Больше времени стоит уделить практике решения заданий. Флегматики хорошо запоминают информацию и смогут применить знания при выборе правильного ответа. Стоит обратить внимание на те задания, в которых допущены ошибки, а вот повторять мельчайшие детали теории нет смысла, они окажут мизерное влияние на количество баллов за ЕГЭ, если и попадутся на экзамене.
Несмотря на внешнюю медлительность, флегматики могут уверенно справиться с ЕГЭ, если при подготовке учтут свой темперамент.
Слайд 232. Тест «определение уровня тревожности в ситуации проверки знаний»
Цель исследования: определение
уровня тревожности в ситуации проверки знаний у старшеклассников.
Предпочтения учащихся 11 класса распределились следующим образом:
Слайд 24Низкий уровень тревожности
в ситуации проверки знаний.
Демонстрация знаний (или их отсутствия),
достижений, возможностей не смущает. Напротив, стремиться вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Любит быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производит на
окружающих. По всей видимости, учеба и отношение к ней
стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания.
Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.
Слайд 25Средний уровень тревожности в ситуации
проверки знаний.
Нормальный уровень тревожности в ситуациях
проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Достаточно ответственно относится к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Достаточно спокойно чувствует себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.
Слайд 26Повышенный уровень тревожности в ситуации
проверки знаний.
При повышенном уровне тревожности ребята
испытывают негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любят «устные» предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживают тревогу в ситуациях проверки знаний (особенно – публичной), достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для ребят. Ребята бояться отвечать у доски, т. к. теряются, и поэтому ничего не могут вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время они достаточно успешно справляются с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая «публичная оценка».
Слайд 27Крайне высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний.
Крайне высокий уровень. Очень
высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Испытывает резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боится отвечать перед классом и особенно у доски. Переживает тревогу в ситуациях проверки знаний. Иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с нервозностью родителей, предварительной «накачкой», с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится серьезной психотравмой. Могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя старшеклассник находит массу недостатков. Данные особенности могут ослабить концентрацию и переключаемость внимания, могут возникнуть трудности при отделении главного от второстепенного и др.
Слайд 283.Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»
Цель исследования – выявление и профилактика
экзаменационного стресса среди старшеклассников.
Слайд 2946% из класса спокойны, рассудительны, умеют управлять своими эмоциями. Готовы к
любым испытаниям и уверены, чтобы не произошло, все будет хорошо. У данной категории старшеклассников есть все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
54 % учащихся класса от природы тревожны и теперь перед экзаменом переживают стресс.