Слайд 1Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.
Слайд 2План:
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное
насилие).
Последствия жестокого обращения для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.
«Жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Слайд 3Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет
) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями ( другими членами семьи ребенка ), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Слайд 4Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми – физическое, сексуальное,
психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его не насильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Слайд 53. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие
на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
- унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;
- угрозы бросить ребенка, манипулятивные игры: «Не любишь меня — уходи к другой маме», «Ты мне такой не нужен»;
- игра на чувствах ребенка.
Слайд 6Изоляция. Контроль над общением ребенка со сверстниками и взрослыми: социальная изоляция.
Обсуждение детей в их присутствии: ребенок как вещь. Эмоциональная изоляция – отвержение: ребенка видят, но не слышат.
Использование «взрослых привилегий». У детей нет выбора и информации по проблемам, непосредственно их касающимся. Все решается за них взрослыми, будь то выбор одежды, летний отдых, переход в другую школу.
Угрозы. Эмоциональные или физические угрозы (отдать в интернат, покончить с собой, заболеть и др.) Ребенка силой заставляют что-нибудь сделать.
Слайд 7Использование детей. Ребенка делают ответственными за проблемы взрослых. Использование детей с
целью добиться чего-либо от других людей: визиты с ребенком к чиновникам, «дележ» ребенка между бывшими супругами и их родственниками.
Усмирение. Запугивание ребенка взглядами, действиями, повреждением собственности ребенка. Использование своих физических преимуществ для контроля над ребенком. Установление физических преград.
Слайд 84. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Слайд 9Типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми:
«Ребенок-мишень» — ребенка считают либо
слишком пассивным, либо слишком активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто закладывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) — потеря работы, развод и другая ситуация в жизни родителя могут вызвать вспышку гнева и жестокого поведения.
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» — родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания и избиения.
«Необразованный родитель» — отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия» — жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» — нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.
«Семейные стереотипы» — нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиционной семьи)
Слайд 102. Последствия жестокого обращения для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального
развития ребенка.
Последствия насилия или пренебрежения основными нуждами детей можно рассматривать как результат их травматизации. В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых.
Слайд 113. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их
отличие.
Мозаичность развития (mosaic development) [франц. mosaique — мозайка, пестрая смесь] — тип индивидуального развития зародыша, при котором форма и расположение его отдельных частей детерминированы еще до оплодотворения; наличие М.р. подтверждается тем, что после удаления некоторой части эмбриона на ранней стадии развития эта «потеря» в дальнейшем не восполняется.
Слайд 12Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.
Категории
умственной отсталости:
- Олигофрения – врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга.
Олигофрения может иметь различную степень тяжести:
1. Идиотия - самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления.
2. Имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
3. Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление.
- Синдром Дауна – (трисомия 21) — врожденная аномалия, обусловленная наличием добавочной, третьей хромосомы 21 (отсюда — другое название). Больные отличаются монголоидностью черт лица и легкой дебильностью.
- Деменция – распад психики, проявляется на более поздних этапах онтогенеза.
Слайд 13Причины задержки.
В большинстве случаев причинами задержки психического развития являются:
неблагоприятно протекающая беременность
с хроническим или длительным кислородным голоданием плода, асфиксия в родах и родовая травма, инфекционные и соматические заболевания и интоксикация в раннем возрасте, а также, естественно, погрешности воспитания.
Задержка может быть вызвана, что иногда случается, драматическим перерывом в развитии ребёнка, особенно в раннем возрасте, когда он по каким-то причинам на месяцы был представлен самому себе (например, находился в течение месяца в больнице, эмоционально и умственно не развиваясь).
Слайд 14Выделяют следующие вариации этого состояния:
1. ЗПР конституционного происхождения (психический инфантилизм).
Связан с замедленным
созреванием структур левого полушария, что обуславливает эмоционально-личностную незрелость ребенка, который оказывается как бы на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания.
Характерно: преобладание повышенного фона настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости; повышенная подражаемость, внушаемость, преобладание игровых интересов.
Слайд 152. ЗПР соматического происхождения.
Обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери. Возникает
у детей с хроническими соматическими заболеваниями — сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др.
Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети медлительны, быстро устают, работоспособность неровная (выше в 1-ой половине дня); внимание быстро рассеивается; двигательные навыки и умственное развитие недостаточно.
Слайд 163. ЗПР психогенного происхождения.
Связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности
ребёнка. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям. В условиях безнадзорности у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции.
При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.
Слайд 174. ЗПР церебрально-органического генеза.
Встречается чаще, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как
в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в аномалии развития. Причины: патология беременности и родов; инфекции, интоксикации; травмы ЦНС в 1-е годы жизни – в определённой мере сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Чаще этот тип ЗПР связан с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем уже закончена.
Характерно: нарушение познавательной деятельности, отсутствуют живость и яркость эмоций; слабый уровень в оценке и низкий уровень притязаний; игру характеризует бедность воображения и творчества; преобладание двигательной расторможенности.
Слайд 18Литература по данной теме:
1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии/ под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии
3. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
Слайд 19«Жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Существует треугольник отношений — так называемый Треугольник Карпмана, состоящий из трёх вершин:
Спасатель
Агрессор Жертва
Слайд 20ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ:
Жертва: Чувство беспомощности, беспросветности, принуждения и
причинения, безвыходности, бессилия, никчёмности, никому не нужности, собственной неправильности, запутанности, неясности, растерянности, частой неправоты собственной слабости и немощности в ситуации обиды страха жалость к себе.
Агрессор: Чувство собственной правоты благородного возмущения и праведного гнева желание наказать нарушителя желание восстановить справедливость оскорблённое самолюбие убеждённость, что только он знает, как правильно раздражение на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!) азарт охоты, азарт погони…
Спаситель: Жалость, желание помочь собственное превосходство над жертвой большая компетентность (он больше знает про то, как нужно действовать) снисхождения к тому, кому хочет помочь чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации уверенность, что может помочь убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!) ответственность ЗА другого.
Слайд 21Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений.
Посттравматические стрессовые расстройства развиваются у лиц,
которые пережили эмоциональный или физический стресс, который является в высшей степени травмирующим практически для каждого человека.
При этих нарушениях имеют место три основные особенности:
переживание травмы вновь и вновь, во сне и в мыслях в бодрствующем состоянии;
эмоциональная глухота ко всем остальным переживаниям в жизни, включая отношения с другими людьми, и сопутствующие симптомы в виде депрессии, в виде трудности сосредоточить внимание и т.п.
Слайд 22Специалисты считают, что стрессовое событие станет психической травмой для ребенка при
наличии следующих факторов.
— Интенсивность и продолжительность события, а также насколько сильно оно угрожает ребенку.
— Общее физическое и эмоциональное состояние ребенка в момент травматического события. Важную позитивную роль играет поддержка родителей или близкого окружения, отсутствие стресса и переутомления.
— Индивидуальные особенности ребенка (устойчивость к стрессу, сила и устойчивость нервной системы, особенности темперамента и др.)
— Возраст ребенка (одно стрессовое событие по-разному воздействует на детей разного возраста, чем старше ребенок, тем выше уровень физиологического развития и психоэмоциональной устойчивости).
— Опущение у ребенка собственной способности противостоять опасности. Чувство уверенности в себе и собственных силах имеет очень большое значение и формируется совокупностью факторов: психологическими и социальными установками, возможностью реализовать инстинктивные реакции (ориентация, реакция бегства или борьбы в угрожающей ситуации). То, способен ли будет ребенок использовать свои инстинктивные реакции, чтобы справиться с угрожающей ему ситуацией, зависит от прошлых успехов или неудач в похожих ситуациях.