Слайд 1Кризис подросткового возраста
Слайд 2
БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
ПЕРЕСТРОЙКА МОТОРНОГО АППАРАТА
СОЗРЕВАНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
ПЕРЕСТРОЙКА В ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ
СОЗРЕВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 3
Перестройка моторного аппарата:
у подростков обилие различных движений,
недостаточная их
координация,
общая неловкость, угловатость.
Возраст «гадкого утенка»
Слайд 4
Перестройка сердечно-сосудистой системы проявляется в виде
- сердцебиения,
- повышения кровяного давления,
- головных
болей,
- головокружения,
- быстрой утомляемости
Слайд 5
Перестройка эндокринной и нервной системы проявляется в
- общей неуравновешенности,
- раздражительности,
-
взрывчатости,
- возбужденности,
- двигательной активности,
- периодической апатии,
- вялости.
Слайд 6Бурное протекание и смена эмоций
Слайд 7Психологические основы кризиса
Проявление интереса к
своему внутреннему миру
У подростка появляется
обостренное
чувство
собственного достоинства,
собственное мнение.
Он осознает себя человеком
которого нельзя:
подавлять,
унижать,
оскорблять,
лишать право на самостоятельность
Слайд 8Кризис независимости
строптивость,
упрямство,
негативизм,
своеволие,
обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся,
протест-бунт,
ревность к собственности.
Слайд 9
Подростки сопротивляются и протестуют, когда
-ограничивают его самостоятельность,
- «как маленького опекают»,
-
контролируют,
-требуют послушания,
- наказывают, не считаясь с его интересами и его мнением.
Слайд 10
Что мешает взрослым изменить взаимоотношения с подростком:
- социальное положение подростка остается
неизменным,
- полная материальная зависимость от родителей,
- привычка взрослых контролировать и направлять ребенка,
- у подростка сохраняются в поведении и облике черты детскости, и это позволяет взрослым относится к подростку как к ребенку.
Слайд 11
Каких отношений требуют
подростки?
взаимоуважения,
взаимодоверия,
взаимопонимания
принятия,
взаимопомощи,
сотрудничества
Слайд 12
ЛИЧНОСТЬ ребенка в подростковом возрасте
Самосознание личности подростка состоит из 3-х «С»:
-
самопознание,
- самооценка,
- самовоспитание.
Слайд 13
САМОПОЗНАНИЕ
В этом возрасте возникает потребность в знании собственных особенностей, интереса к
себе, размышлений о себе, интереса к своему внутреннему миру. Подростки начинают уделять больше внимания своему внешнему виду, своей прическе.
Слайд 14
САМООЦЕНКА
У подростка самооценка формируется прежде всего через референтную группу, куда входят
значимые для подростка люди, мнение которых он уважает, где его понимают и принимают.
Слайд 15
Учащийся с адекватной самооценкой:
- уверен в себе, в своих качествах, резервах,
возможностях,
- трезво, правильно оценивает свои возможности, способности,
- твердо знает, на что он может претендовать в настоящее время и в перспективе.
Слайд 16
Учащиеся с заниженной самооценкой:
- неуверенные в себе, в своих качествах,
резервах, возможностях,
- наблюдается высокий уровень тревожности,
-для них характерны определения: униженность, подавленность. самоунижение, угнетенность, забитость, самопораженчество, затравленность.
Слайд 17
Учащиеся с завышенной самооценкой:
- переоценивание своего потенциала, своих возможностей, своих способностей,
-
характеризуется поверхностным, небрежным отношением к делу,
- игнорирует потребности других людей,-
- имеет необоснованное мнение «Я все могу и мне все можно»,
- наблюдается завистливое и высокомерное отношение к достижениям и успехам окружающих,
- оценивает все и вся с позиций полезности ему,
- ему характерны определения типа: зазнайство, апломб, амбиция, спесивость, кичливость, гордыня, надменность, чванство.
Слайд 18
САМОВОСПИТАНИЕ
Важнейшим новым моментом развития личности в подростковом возрасте является то, что
предметом деятельности подростка становится ОН САМ:
- в одном он себя сдерживает,
- другое ломает,
- третье создает заново.
Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы и конкретные лично значимые задачи и цели.
Слайд 19Потребность в близких отношениях и внимании окружающих, группирование со сверстниками
Слайд 22
Скрытая опасность неформальных объединений…
Есть ли она и как это определить?
Слайд 23
Все молодежные объединения можно разделить на следующие группы:
Слайд 24
Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты,
панки, готы,
рэперы, транс- культура.
Слайд 25
Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
Слайд 26
Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
Слайд 27
Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
Слайд 28
Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры
Слайд 29
Значение субкультур
Одним из самых положительных моментов существования субкультур является то, что
благодаря принадлежности к социальному меньшинству участники субкультур могут испытывать гораздо более ощутимый уровень доверия к таким же, как они.
Слайд 30Следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.
Все неформальные подростково-молодёжные
объединения, можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать.
Экстремистские группировки
Слайд 31Специалисты отмечают,
что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются
подростки
с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Возрастная опасность
Слайд 32Или «скины» состоят из разных группировок, например: «Бритоголовые неонацисты» — в
эту неформальную организацию вовлекают взрослые, преимущественно имеющие криминальный опыт. Объектами их «внимания» являются подростки.
В основе движения лежит расовая теория фашизма.
Скинхеды
Слайд 33Это разрозненные группы хулиганствующей молодежи, формирующиеся по месту жительства. Гопники —
дворовые группы хулиганствующих подростков. Формируются, как правило, из числа молодых людей, склонных к противоправному поведению, стремящихся к
ГОПНИКИ
самоутверждению и лидерству, используя при этом не интеллектуальные и организаторские способности, а методы угроз и насилия. Единожды вступивший в ряды группировщиков не может без негативных последствий выйти из них, так как в этой среде существует целый ряд правил, диктуемых взрослыми лидерами. В реальности же «защита» интересов подростков — лишь ширма, прикрывающая истинную сторону существования группировок: раздел сфер влияния, криминальный бизнес и использование подростков для силового разрешения своих конфликтов.
Слайд 34Как вести себя родителям?
Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего
ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.
Слайд 35
Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание.
проявляйте инициативу и
не таите обид
выслушивайте аргументы ребенка, а затем принимайте взвешенное решение
поддерживайте уверенность детей в себе
Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие!
Слайд 36
Правила поведения для родителей
на начальной стадии конфликта
Дайте свободу. Привыкнете к
мысли, что ваш ребёнок уже вырос, поэтому постоянно удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это нечто иное, как стремление выйти из – под вашей опеки.
Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребёнок имеет право на собственную точку зрения.
Слайд 37
Идите на компромисс. Ещё ничего никому не удалось доказать с помощью
скандала: здесь не бывает победителей. Если и родители и дети охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
Уступает тот, кто умнее. Костёр ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, поэтому чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
Слайд 38
Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребёнку больно с
помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у вас.
Будьте тверды и последовательны.
Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Слайд 39 отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми
и незрелыми они вам ни казались.
Дети не должны быть предоставлены сами себе:
подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков
запишите его/ее в кружок или спортивную секцию.
Слайд 40
Счастья без здоровья НЕ бывает
научитесь сами и научите ребенка основам знаний
о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья
не спешите освобождать ребенка от физкультуры
заботьтесь о правильном питании детей
обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки).
Слайд 41Постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали
на предыдущих этапах
Если вы были неправы:
не бойтесь в этом признаться сначала себе, а потом и ребенку
постарайтесь не повторять этой ошибки снова
доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно
Слайд 42Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.
Проводите свободное время с детьми:
Спорт
Игры
Походы
Приобщение к домашним делам
Слайд 43
В заключении – мудрое напутствие американского педиатра Бенджамина Спока : «Любите
вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к нему и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете!»