Презентация, доклад к выступлению на педагогическом совете школы по теме Система работы над овладением речью, обучающихся с нарушенным слухом

Содержание

Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит от:1) От степени снижения слуха1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ; • 2-я степень — 40—55 дБ; • 3-я степень — 55—70 дБ;

Слайд 1Система работы над овладением речью, обучающихся с нарушенным слухом.
Подготовила : Заведующая

КРЦ
Корчуганова Е.А.
Система работы над овладением речью, обучающихся с нарушенным слухом.Подготовила : Заведующая КРЦ Корчуганова Е.А.

Слайд 2Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит

от:

1) От степени снижения слуха
1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
• 2-я степень — 40—55 дБ;
• 3-я степень — 55—70 дБ;
• 4-я степень — 70—90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит от:1) От степени снижения слуха1-я степень

Слайд 3Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит

от:

2) От времени возникновения поражения слуха:
раноооглохшие
Позднооглохшие
3) От наличия или отсутствия побочных нарушений в развитии ребенка:
дети не имеющие побочных нарушений в развитии
дети, имеющие побочные нарушения в развитии (с нарушением интеллекта- ЗПР, УО; нарушением зрения, ЭВС, опорно-двигательного аппарата)

Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит от:2) От времени возникновения поражения слуха:раноооглохшиеПозднооглохшие3)

Слайд 4Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит

от:

4) От условий обучения и воспитания ребенка после поражения слуха
(обучение в семье или ДОУ , в школе)

Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит от:4) От условий обучения и воспитания

Слайд 5По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:
1)

неговорящих детей ( ранее не обученных)
2) дети, которые имеют в речи небольшой активный и пассивный словарь
3) дети, имеющие короткую фразу с аграмматизмом
4) дети с развернутой фразовой речью с аграмматизмом
5) дети с развернутой фразовой речью, соответствующей возрасту.
По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:1) неговорящих детей ( ранее не обученных)2)

Слайд 6Характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов, словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого

высказывания в целом ( Р.М. Боскис, Зикеев А.Г., Коровин, Никитина М.И. и др) :

1) Недостаточное овладение звуковым составом слова
2) Ограниченность словарного запаса, выражается в :
незнании значения многих слов;
непонимании грамматической формы слова;
суженном понимании слова.
3) Непонимании переносного смысла выражения.

Характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов, словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом ( Р.М. Боскис,

Слайд 7В развитии речи учащихся с нарушенным слухом ведется работа по следующим

направлениям:

Работа над произношением (произносительный уровень)
Работа над словом (лексический уровень)
Работа над словосочетанием и предложением
Работа над текстом
Работа над связной речью (диалогическая и монологическая речь)

В развитии речи учащихся с нарушенным слухом ведется работа по следующим направлениям:Работа над произношением (произносительный уровень)Работа над

Слайд 81. Работа над произношением задача: формирование фонетически внятной членораздельной выразительной устной речи Включает

в себя следующие компоненты:

1) формирование речевого дыхания
2) работа над голосом
3) работа над правильным произношением звуков
4) работа над просодической стороной речи –ее выразительными средствами (словесное ударение, правила орфоэпии, темп речи, паузы и т.д.)

1. Работа над произношением задача: формирование фонетически внятной членораздельной выразительной устной речи Включает в себя следующие компоненты:1)

Слайд 92. Работа над словом – формирование словарного запаса – система планомерно

проводимых занятий, направленных на формирование и пополнение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

3. Работа над словосочетанием, предложением –
формирование грамматически правильно оформленного предложения, словосочетания; употребление правильного склонения сущ., прилаг., изменение глаголов и местоимений , употребление разнообразных синтаксических конструкций предложений – простых, сложных, сложносочиненных с обращенной

2. Работа над словом – формирование словарного запаса – система планомерно проводимых занятий, направленных на формирование и

Слайд 103Работа над текстом – формирование навыка восприятия текста, осознание его содержания,

выделение главной мысли текста, его героев, последователь- ности действий, событий, ответы на вопросы, составление плана.

4.Работа над связной речью (диалогической, монологической)
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, состоящее из ряда логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взамопонимание людей.
Диалогическая речь- средство коммуникации, обмен высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, дополнение, возражение, реплика.
Монологическая речь – умение высказать свое мнение о чем-либо: о событии, книге, ситуации; составление описания, краткого рассказа, изложения и т.д.

3Работа над текстом – формирование навыка восприятия текста, осознание его содержания, выделение главной мысли текста, его героев,

Слайд 11Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом
1 этап Дошкольный

возраст - детский сад.
Глухие : Развитие у детей языковой способности, потребности в общении, активности, готовности к подражанию речевым действиям говорящего.
Слабослышащие: формирование речи, как средства коммуникации, формирование словаря, элементарной диалогической, монологической речи.
Освоение всех видов речевой деятельности: говорение, чтение, дактилирование, письмо, слушание, слухозрительное восприятие; формирование словаря, работа над произношением. Организация общения детей друг с другом, с педагогом – игровые формы обучения.
Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом1 этап Дошкольный возраст - детский сад. Глухие :

Слайд 12Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом
2 этап Начальная

школа (1-4 классы) Продолжают работу по развитию диалогической и монологической речи, повышаются требования к развитию всех видов речевой деятельности, к овладению навыками чтения и письма. Вводятся усложненные виды работ с речевым материалом. Ведущей становится учебная деятельность - объем дидактических и тренировочных заданий становится преобладающим по сравнению с игровыми приемами и заданиями, ранее используемыми. Совершенствуется мотивация общения - говорить не только о том, что занимает ученика в данный момент, но и том что нужно вспомнить, узнать, рассказать, повышается уровень требований к речи. Развитие навыков речевого общения и использование всех форм восприятия и воспроизведение речи, развитие самостоятельной речи. Формирование речевых обобщений, введение математических понятий, отчета о проделанной работе, оречевление действий, пополнение словаря, ежедневное употребление бытового словаря, употребление фраз обиходно-разговорного характера, простых формул речевого этикета, дополнение предложений, диалога, монолога, и систематизация знаний об окружающем мире, речевой материал используется из бытовых ситуаций и основан на жизненном опыте учащихся.
Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом2 этап Начальная школа (1-4 классы) Продолжают работу по

Слайд 13Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом
3 этап Среднее

звено школы (4-7 кл.) Повышение требований к развитию связной диалогической и монологической речи: осознанное построение развернутых речевых высказываний. Усиливается внимание к различного рода речевым упражнениям, к анализу текста, формированию словаря по учебным предметам. Речь становится средством общения (жестовая, дактильная, устная) - коммуникативной системой. Используются речевые штампы, дети учатся формулировать самостоятельные речевые высказывания по образцу, аналогии, вводятся термины и понятия из учебных предметов. Объем речевого материала возрастает.
Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом3 этап Среднее звено школы (4-7 кл.) Повышение требований

Слайд 14Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом
4 этап Старшее

звено (8-10 классы) Продолжается работа по развитию монологической и диалогической речи. Активно используется метод работы с текстом, чтение газет, журналов, просмотр телепередач, разговор по телефону, тренируется слуховое восприятие речью разных дикторов, без шумовых помех, в естественных условиях звучания. Используется более сложный речевой материал – фразы из учебной деятельности (определения, правила, термины), описания картины, пересказ рассказа, написание изложений, разделение текста на части, составление плана текста. Речевой материал усложняется и переходит с ситуативного на абстрактный уровень.
Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом4 этап Старшее звено (8-10 классы) Продолжается работа по

Слайд 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть