Слайд 1Повышение положительной динамики результатов обучения.
Слайд 2Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а факел, который
надо зажечь.
Л.Г. Петерсон
Слайд 3Учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Учащиеся не слышат вопроса
и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются, и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Гораздо хуже, если названные трудности имеют генетическую природу или связаны с нарушениями центральной нервной системы.
Слайд 4Каждый год в сентябре я обследую речь учащихся. Не всегда результаты
нас радуют. К примеру, предлагаю вашему вниманию результаты обследования речи одного из воспитанников:
Слайд 6Инструментами, которые всегда привлекали внимание детей, являются:
1) яркие, красочные наглядные пособия
(демонстрационные и индивидуальные);
2) в современном образовательном процессе школьники быстро откликаются на применение разных технических средств: компьютер, микроскоп, документ-камера и т.п.
Мультимедийные презентации, электронные тренажеры, видеоматериалы уже прочно вошли в практику работы учителя и они не только привлекают внимание, но и помогают вести урок чётко, доказательно, структурно.
Слайд 7Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Существует много пособий.Например,
Е.А. Нефедова «Пальцы помогают говорить».
Слайд 8Средний вытянули палец
И немного покачали –
Вправо-влево, вверх и вниз,
А
теперь, дружок, согнись!
Дети сжимают руку в кулачок и вытягивают средний палец. Потом качают им вправо - влево, вверх - вниз и сгибают – разгибают несколько раз. Затем то же самое проделывают другой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Слайд 9Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с
произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Слайд 10Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро
- ладонь”
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Слайд 11Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: нормализация
гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
Слайд 12Пример Активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить
уровень энергии в классе.
Проведение:Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Слайд 13Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Цель:
выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Слайд 14Использование АМО на уроке позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
провести урок на высоком
эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Слайд 15Физкультминутки:
на внимание,
на сбалансированность работы правого и левого полушария головного мозга
(перёкрестные движения),
на зрительную активизацию (движение глаз).
Слайд 16Использование "интригующей" лексики типа "загадка", "тайна",
"секрет", "разгадка", "путешествие", "странствие" повышает
интерес к занятиям, активизирует внимание.
Слайд 17Литература
1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. Международный Институт
Развития «ЭкоПро», 2008.
2. Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. / отв. редакторы: А.П. Сухарева, И.Ю. Акентьева. – Омск БОУДПО «ИРООО», 2012.
3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
4. Юшина Т.В. Приемы мобилизации внимания на уроке. URL: http://area7.ru/metodic-material.php?10754 (дата обращения: 20. 02. 2013).
5.А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская « дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы»
6.Факультет «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/ Активные методы обучения.Электронный курс.