Слайд 1 1936г. - Постановление ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе
Наркомпросов.
Педология — наука о воспитании детей и течение в психологии и педагогике, основанное на признании зависимости судьбы ребенка от биологических и социальных факторов, влияния наследственности, а также постоянных и переменных среды.
Слайд 2Вклад психологии в победу в
Великой Отечественной войне
Слайд 3Основные задачи, которые были поставлены руководством страны перед психологами:
1) активное, масштабное
применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени;
2) изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации;
3) осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний
Слайд 4Направления работы психологов в годы ВОВ:
1. проведение научных исследований по оборонной
тематике;
Слайд 5 «Ум и воля военачальника» (Б.М. Теплов)
«Психологические основы боевой деятельности»
(З.И. Ходжава),
«Психологическая сущность героического поступка и типология героев» (Д.И. Рамишвили),
«Воля как фактор боевой деятельности» (Р.Г. Натадзе),
«Роль эмоций в боевой деятельности» (Н.А. Коновалов) и др.
Слайд 6
Б.М. Теплов «Ум и воля военачальника»
Система качеств мышления полководца:
быстрота и неторопливость, осторожность и смелость, гибкость и устойчивость, возможность охватить целое и детали, способность предвидеть изменения обстановки и целеустремленно решать задачи в условиях повышенной опасности и др.
Слайд 121942 г. - Г.А. Фортунатов, диссертация
«Страх и его преодоление».
А.К.
Перов, диссертация
«Психология смелости и страха в связи с проблемой характера».
А.С. Прангишвили, статья
«Социальная психология паники».
Слайд 131941г. - "Священная война" (24 июня)
1942г. - "Жди меня", "В лесу
прифронтовом","Вечер на рейде".
1943г. - "Вот солдаты идут", "Давай закурим", "Лизавета", "Темная ночь".
1944г. - "Огонек" (На позиции девушка...), "Смуглянка", "Соловьи".
1945г. - "Враги сожгли родную хату", "Эх, дороги", "Казаки в Берлине"
Слайд 14Направления работы психологов в годы ВОВ:
2. работа в эвакогоспиталях по восстановлению
здоровья раненых бойцов;
Слайд 15 А.Р. Лурия
В начале войны перед
врачами и психологами, работавшими в эвакогоспиталях, стояла задача рационализации лечения во второй фазе раневого процесса и восстановление боеспособности раненых бойцов и командиров в возможно короткий срок;
Слайд 17Направления работы психологов в годы ВОВ:
3. обеспечение психологической подготовки кадров для
тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;
Слайд 19Направления работы психологов в годы ВОВ:
4. развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической
работы;
Слайд 20Направления работы психологов в годы ВОВ:
5. непосредственное участие в боевых операциях
(в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);
Слайд 22 Психологи, которые с оружием в руках защищали Родину:
В.И.
Абраменко, Г.М. Андреева, В.В. Богословский, А.И. Великороднова, А.В. Веденов, В.К. Гаврилов, А.И. Галактионов, М.В. Гамезо, А.Д. Глоточкин, М.Д. Громов, А.Я. Дудецкий, В.Я. Дымерский, М.И. Дьяченко, П.И. Зинченко, Ю.П. Зуев, Е.И. Игнатьев, В.И. Кауфман, В.И. Киреенко, Ю.И. Кириленко, С.М. Козловский, А.Г. Ковалев, В.И. Ковалев, В.Н. Колбановский, М.П. Коробейников, Н.И. Крылов, Е.С. Кузьмин, Ю.А. Кулагин, Н.Г. Левандовский, Г.Д. Луков, Н.Е. Малков, Н.С. Мансуров, Р.М. Мещерский, Е.А. Милерян, М.Ф. Морозов, М.М. Нудельман, В.В. Офицеров, А.М. Пашутин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, П.А. Просецкий, А.И. Раев, А.З. Редько, Т.А. Репина, М.С. Роговин, В.Ф. Рубахин, Ю.А. Самарин, И.Е. Синица, Е.Н. Соколов, А.В. Скрипченко, Б.С. Смирнов, А.А. Степанов, Л.М. Фридман, Б.И. Хотин, С.Н. Шабалин, Ф.Н. Шемякин, А.И. Щербаков, К.М. Шоломий, Д.Б. Эльконин, А.Р. Юсуп-заде, В.Н. Яцкевич и др.
Погибли или умерли (в блокадном Ленинграде): А.П. Болтунов, И.И. Волков, Н.К. Гусев, А.А. Дернова-Ярмоленко, Г. Лосев, П.С. Любимов, Ф.И. Музылев, Л.И. Шварц, С.Н. Шпильрейн, О. Эфрусси и др.
Слайд 23Направления работы психологов в годы ВОВ:
6. строительство защитных сооружений; работа в
тылу.
Слайд 25Работали в тылу:
В.А. Артемов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и
др. - изучали различные аспекты познавательных процессов.
К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, И.Ф. Случевский -исследовали проблемы воли, характера, темперамента.
Б.М. Теплов - изучал проблему деятельности и способностей.
Е.В. Гурьянов, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец - изучали движение и навыки.
Н.А. Менчинская, М.М. Рубинштейн, А.И. Щукина и др.. -исследовали вопросы возрастной и педагогической психологии.
Т.Г. Егоров защитил докторскую диссертацию на тему «Психология процессов формирования навыков чтения в школе».
Слайд 26Деятельность ученых - психологов в годы Великой Отечественной войны:
проведение научных исследований
по оборонной тематике;
работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;
обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;
развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;
непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);
строительство защитных сооружений; работа в тылу.