Слайд 1Наука ковала Победу
Снова Май забинтует окопные раны
Полевыми цветами, травой-муравой…
Всё заметней редеют
ряды Ветеранов
Той жестокой, священной Второй Мировой.
Слайд 2 В первые же дни войны прозвучала по радио песня
“Священная война”, где был суровый призыв к ее гражданам:
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ,
ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ…
Слайд 3«В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом,
отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины.»
Обращения Академии наук СССР к ученым всех стран
Слайд 4 Академия наук получила от ЦК КПСС задание немедленно пересмотреть тематику
научных и научно-технических работ, ускорить исследования
Вся их деятельность теперь была подчинена трём целям:
*конструирование новых средств обороны и наступления;
*научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы;
*изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми.
Слайд 5 Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в
лабораториях и на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг “Всё для фронта, всё для Победы!”
Слайд 6Александров А.П.
Под его руководством велись
работы по защите наших кораблей и подводных лодок от мин.
Слайд 7"Ранним июньским утром
1941 г. из Севастополя
на боевое задание вышел
эсминец "Быстрый".
Не успел он отойти от порта, как мощный взрыв потряс его …
Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же фарватеру благополучно прошли два транспорта и буксир.
Это означало, что мины реагируют
не на каждый корабль …
Слайд 8Вскоре нашли
невзорвавшуюся мину
Были начаты работы,
направленные на уменьшении
возможности
поражения кораблей магнитными минами.
Слайд 9Келдыш М. В.
Не менее важную задачу перед учеными
поставила военная авиация.
В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера - внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций.
Слайд 10В результате такой работы
наша авиация не знала потерь,
связанных с
этим явлением,
появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов
Слайд 11Во время Великой
Отечественной войны Физический институт Академии Наук
СССР руководителем которого был Вавилов С. И., был эвакуирован в Казань. Ученые занимались оптическими прицелами для артиллерийской стрельбы и бомбометания, перископами и другой военной техникой.
Вавилов С. И.
Слайд 12Иоффе А.Ф.
Специально для партизанских
отрядов им
был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков.
Слайд 13Академик Кикоин И.К. автор школьных учебников физики. Под его руководством была
разработана противотранспортная мина, которая не обнаруживалась обычным миноискателем.
Кикоин И.К.
Слайд 14 Вторая часть людей науки пошла в действующую армию или
в Народное ополчение, чтобы сражаться с оружием в руках. Вот что рассказывали участники тех событий.
Слайд 15 Вице – президент (в 70-е гг.XX в) Академии
педагогических наук В.Г.Зубов:
“Когда в 1941 г.фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ…Почти все не призванные в армию уходили в Народное ополчение… Я пришел в ополчение рядовым…вскоре был уже инструктором политотдела
дивизии.
Слайд 16 А вот воспоминания еще одного известного педагога – московского
учителя Я.Ф.Лернера:” В 1941 г. я окончил Одесский институт и уже в августе был призван в ряды Красной армии. Пройдя ускоренный курс обучения, я был направлен в Новгородский полк
Л.К.Ивашин - педагог 27-ой школы г. Москвы. Служил в войсках ПВО Московского и Северо – Западного фронтов: был начальником радиолокационной станции орудийной наводки.
Слайд 17Работали на Победу не только взрослые,
но и подростки. Вот, что
вспоминает
преподаватель МГУ, автор школьных
учебников физики для 9-11 классов,
по которым занималось не одно
поколение советских и российских
школьников Б.Б.Буховцев
”В июне 1941 г., сдав экзамены за 8-ой класс , я перешел в 9-ый. А через несколько дней мирная жизнь всех советских людей была прервана.. О продолжении учебы нечего было и думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод.
Слайд 18 В 1943 г., когда мне исполнилось 18 лет,
я был призван в ряды Советской Армии. Попал в гвардейские минометные части, на вооружение которых находились орудия, зашифрованные загадочными буквами РС (ракетные системы) и оказавшиеся грозными “катюшами”…
Б.Б.Буховцев
Слайд 19С ДНЁМ ПОБЕДЫ !
Мы не забудем
всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений и в глубоком тылу отстоял свободу и независимость нашей Родины.
Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял исследования – это ученые-физики,
конструкторы, исследователи, инженеры, техники