Слайд 1Тема:
«Несклоняемые имена существительные».
Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА:
Цель: формирование знаний о несклоняемых существительных, развитие мыслительных процессов, связной речи.
Задачи:
- формировать знания о несклоняемых существительных, их значении, правильном употреблении в речи;
- способствовать развитию мыслительных процессов анализа, обобщения, выделения лишнего, речи;
- воспитывать положительную учебную мотивацию.
Слайд 3Словарная работа.
1)Записать слова по данному началу:
агре----,
авто-----,
ави---- ,
аэро----,
админи-------.
Слайд 42.Написать слова по данному концу:
-----азия,
---галтер,
---графия,
-----дарность,
---стание,
---звание.
Слайд 53.Записать слова по лексическому значению:
1) хранилище документов;
2) воинская часть;
3)небольшой ресторан;
4) музыкальный
инструмент;
5) зал в театре, кинотеатре, где зрители находятся во время антракта.
Слайд 6 Проверим:
Агрессия, авторитет, авиация, аэрофлот, администратор, буржуазия,
бухгалтер, биография, благодарность, восстание, воззвание, кафе, пианино, фойе.
Слайд 7Прочитайте последние 3 слова. Попробуем их просклонять.
кафе, пианино,
фойе
Слайд 8Просклоняем их по падежам:
И.п.(кто? что?) кафе фойе пианино
Р.п.( кого?
чего?)кафе фойе пианино
Д.п. (кому? чему?)кафе фойе пианино
В. п.(кого? что?)кафе фойе пианино
Т.п.(кем? чем?)кафе фойе пианино
П.п. (о ком? о чём?)о кафе о фойе
о пианино
Слайд 9Как вы думаете, почему во всех падежах эти слова имеют одну
и ту же форму?
Слайд 10Правило:
Существительные ,которые не изменяются по падежам называются
несклоняемыми.
Слайд 11Несклоняемые существительные
могут обозначать:
Пищу: какао, эскимо, кофе, меню, желе, рагу, азу, пюре, филе
Животных:
шимпанзе, какаду, пони, кенгуру, колибри
Дом: радио, пальто, пианино, кашпо
Улица: кино, метро, такси, шоссе, кафе, фойе, ателье.
Слайд 12Орфографическая разминка:
Директор, инженер, тренер, продавец, кафе , агроном.
К какой части речи
относятся эти слова?
Докажите.
Какую часть речи мы изучаем?
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Слайд 13Прочитаем шуточное стихотворение:
Как – то рано поутру
С другом сели мы в
метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Слайд 14Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Бродит – бродит по шоссу,
Носит в
сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Слайд 15Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на
всю кину.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут пальта выдавать.
(А.Хайт)
Слайд 17На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?
Слайд 19Человекообразная обезьяна, но не горилла?
Слайд 20Какое животное вынашивает своего детеныша в сумке?
Слайд 21А эта маленькая птичка называется колибри
Слайд 22Задание: записать текст с использованием несклоняемых существительных – названий экзотических животных:
Зоопарк
В воскресенье ребята ездили в зоопарк. Там они видели экзотических птиц: крошечного … и говорящего …. С улыбкой ученики наблюдали за смешным … . Долго ребята стояли у клетки с неуклюжим …. Сколько было радости, когда дети катались на маленьком … . После зоопарка школьники полакомились вкусным … .
Зоопарк
В воскресенье ребята ездили в зоопарк. Там они видели экзотических птиц: крошечного колибри и говорящего какаду. С улыбкой ученики наблюдали за смешным шимпанзе . Долго ребята стояли у клетки с неуклюжим кенгуру. Сколько было радости, когда дети катались на маленьком пони . После зоопарка школьники полакомились вкусным эскимо .
Слайд 24Задание:
Ребята, мы с вами долго гуляли по зоопарку и немного проголодались.
Представим, что мы зашли в кафе, сели за столик. Официант нам принёс меню.
Что такое меню? (перечень блюд и напитков)
В меню закрались несклоняемые существительные ( пюре, кофе, рагу, какао,
эскимо).
Выпишите блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными
Слайд 25Составим текст: обед в кафе
После прогулки по зоопарку мы зашли в---.
Официант принёс нам ---. Я выбрал картофельное ---, чашку крепкого ---. Мой друг заказал овощное --- и чашку ароматного ----. На десерт нам подали ----.
Слайд 26Проверим:
После прогулки по зоопарку мы зашли в
кафе. Официант принёс нам меню. Я выбрал картофельное пюре, чашку крепкого кофе. Мой друг заказал овощное рагу и чашку ароматного какао. На десерт нам подали эскимо.
Слайд 27Горячий кофе
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!
Слайд 29ФИЗМИНУТКА
Если я назову несклоняемые существительные, то нужно подпрыгнуть и хлопнуть в
ладоши над головой, если склоняемые – присесть:
Кино, трюмо, искусство, пианино, образование, трио, бандероль, такси, рагу, территория, шоссе, демократия, фойе, зоопарк.
Слайд 30Работа с карточкам:
Верхом на ________________,
в сумке у ____________________,
в
клетку к____________________,
в зоопарке скучно без__________________.
описать птичку----------------------------
Слайд 31Найди несклоняемые существительные.
Вечером мы собрались с другом в кино.
На улице было
прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто.
Я завязал на шее кашне.
По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо.
В фойе кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного шимпанзе.
Возвращались мы домой на такси.
Слайд 32Запишите слова, распределив их по темам.
Одежда –
Животные –
Пища -
Слова
для справок: коала, кешью, авокадо, кимоно, какаду, брокколи, монпасье, кашне, салями, манто, спагетти, пальто, кашпо, гуппи, курабье, гризли.
Слайд 33Проверка.
Одежда:
кимоно,
кашне,
манто,
пальто
Животные:
коала,
какаду,
гуппи,
гризли
Пища
кешью,
брокколи,
авокадо,
монпасье,
салями,
спагетти,
курабье
Слайд 34В чём особенность несклоняемых имён существительных?
Чтобы грамотным стать
И писать отлично
Никогда нельзя
менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе, и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
Слайд 352. Род некоторых несклоняемых сущ. нарицательных определяется по значению (русскому синониму):
-
пенальти– м.р.
- сирокко, торнадо– м.р.
- сулугуни– м.р.
- салями– ж.р.
- авеню– ж.р.
Слайд 362. Проверьте свои выводы:
- пенальти (штрафной удар) – м.р.
- сирокко, торнадо
(ветер) – м.р.
- сулугуни (сыр) – м.р.
- салями (колбаса) – ж.р.
- авеню (улица) – ж.р.
Слайд 37II. Одушевленные существительные
1. Обозначают животных, птиц – мужской род
- пони
- шимпанзе
-
какаду
- фламинго
- коала
- колли
- гризли
НО: колибри- женского рода
Слайд 38IV. Проверьте свои выводы:
МГУ (университет) – м.р.
ООН (организация) – ж.р.
ТЮЗ (театр)
– м.р.
ВВЦ (выставочный центр) – м.р.
(Род определяется по ключевому слову)
Слайд 39Тест.
1.Выберите несклоняемые существительные.
А) меню; Б) село;
В) Баку; Г) Жюль Верн.
2.В каком слове нет и не может быть окончания.
А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро.
3. В каком предложении допущена ошибка.
А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.
Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.
В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».
Слайд 41Домашнее задание.
C.68 №92-всем;
Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных-1 гр.
Слайд 42Продолжите предложение
Тема урока –
Я узнал –
Мне было непонятно –
Я хочу похвалить себя за –
Свою работу оцениваю –