Тема:
«Несклоняемые имена существительные».
Презентация на тему Презентация к уроку русского языка по теме :Несклоняемые существительные, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 42 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Цель: формирование знаний о несклоняемых существительных, развитие мыслительных процессов, связной речи.
Задачи:
- формировать знания о несклоняемых существительных, их значении, правильном употреблении в речи;
- способствовать развитию мыслительных процессов анализа, обобщения, выделения лишнего, речи;
- воспитывать положительную учебную мотивацию.
Словарная работа.
1)Записать слова по данному началу:
агре----,
авто-----,
ави---- ,
аэро----,
админи-------.
2.Написать слова по данному концу:
-----азия,
---галтер,
---графия,
-----дарность,
---стание,
---звание.
3.Записать слова по лексическому значению:
1) хранилище документов;
2) воинская часть;
3)небольшой ресторан;
4) музыкальный инструмент;
5) зал в театре, кинотеатре, где зрители находятся во время антракта.
Проверим:
Агрессия, авторитет, авиация, аэрофлот, администратор, буржуазия, бухгалтер, биография, благодарность, восстание, воззвание, кафе, пианино, фойе.
Просклоняем их по падежам:
И.п.(кто? что?) кафе фойе пианино
Р.п.( кого? чего?)кафе фойе пианино
Д.п. (кому? чему?)кафе фойе пианино
В. п.(кого? что?)кафе фойе пианино
Т.п.(кем? чем?)кафе фойе пианино
П.п. (о ком? о чём?)о кафе о фойе
о пианино
Правило:
Существительные ,которые не изменяются по падежам называются
несклоняемыми.
Несклоняемые существительные
могут обозначать:
Пищу: какао, эскимо, кофе, меню, желе, рагу, азу, пюре, филе
Животных: шимпанзе, какаду, пони, кенгуру, колибри
Дом: радио, пальто, пианино, кашпо
Улица: кино, метро, такси, шоссе, кафе, фойе, ателье.
Орфографическая разминка:
Директор, инженер, тренер, продавец, кафе , агроном.
К какой части речи относятся эти слова?
Докажите.
Какую часть речи мы изучаем?
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Прочитаем шуточное стихотворение:
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Бродит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю кину.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут пальта выдавать.
(А.Хайт)
Задание: записать текст с использованием несклоняемых существительных – названий экзотических животных:
Зоопарк
В воскресенье ребята ездили в зоопарк. Там они видели экзотических птиц: крошечного … и говорящего …. С улыбкой ученики наблюдали за смешным … . Долго ребята стояли у клетки с неуклюжим …. Сколько было радости, когда дети катались на маленьком … . После зоопарка школьники полакомились вкусным … .
Проверим:
Зоопарк
В воскресенье ребята ездили в зоопарк. Там они видели экзотических птиц: крошечного колибри и говорящего какаду. С улыбкой ученики наблюдали за смешным шимпанзе . Долго ребята стояли у клетки с неуклюжим кенгуру. Сколько было радости, когда дети катались на маленьком пони . После зоопарка школьники полакомились вкусным эскимо .
Задание:
Ребята, мы с вами долго гуляли по зоопарку и немного проголодались. Представим, что мы зашли в кафе, сели за столик. Официант нам принёс меню.
Что такое меню? (перечень блюд и напитков)
В меню закрались несклоняемые существительные ( пюре, кофе, рагу, какао,
эскимо).
Выпишите блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными
Составим текст: обед в кафе
После прогулки по зоопарку мы зашли в---. Официант принёс нам ---. Я выбрал картофельное ---, чашку крепкого ---. Мой друг заказал овощное --- и чашку ароматного ----. На десерт нам подали ----.
Проверим:
После прогулки по зоопарку мы зашли в
кафе. Официант принёс нам меню. Я выбрал картофельное пюре, чашку крепкого кофе. Мой друг заказал овощное рагу и чашку ароматного какао. На десерт нам подали эскимо.
Горячий кофе
Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!
ФИЗМИНУТКА
Если я назову несклоняемые существительные, то нужно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой, если склоняемые – присесть:
Кино, трюмо, искусство, пианино, образование, трио, бандероль, такси, рагу, территория, шоссе, демократия, фойе, зоопарк.
Работа с карточкам:
Верхом на ________________,
в сумке у ____________________,
в клетку к____________________,
в зоопарке скучно без__________________.
описать птичку----------------------------
Найди несклоняемые существительные.
Вечером мы собрались с другом в кино.
На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто.
Я завязал на шее кашне.
По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо.
В фойе кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного шимпанзе.
Возвращались мы домой на такси.
Запишите слова, распределив их по темам.
Одежда –
Животные –
Пища -
Слова для справок: коала, кешью, авокадо, кимоно, какаду, брокколи, монпасье, кашне, салями, манто, спагетти, пальто, кашпо, гуппи, курабье, гризли.
Проверка.
Одежда:
кимоно,
кашне,
манто,
пальто
Животные:
коала,
какаду,
гуппи,
гризли
Пища
кешью,
брокколи,
авокадо,
монпасье,
салями,
спагетти,
курабье
В чём особенность несклоняемых имён существительных?
Чтобы грамотным стать
И писать отлично
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе, и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
2. Род некоторых несклоняемых сущ. нарицательных определяется по значению (русскому синониму):
- пенальти– м.р.
- сирокко, торнадо– м.р.
- сулугуни– м.р.
- салями– ж.р.
- авеню– ж.р.
2. Проверьте свои выводы:
- пенальти (штрафной удар) – м.р.
- сирокко, торнадо (ветер) – м.р.
- сулугуни (сыр) – м.р.
- салями (колбаса) – ж.р.
- авеню (улица) – ж.р.
II. Одушевленные существительные
1. Обозначают животных, птиц – мужской род
- пони
- шимпанзе
- какаду
- фламинго
- коала
- колли
- гризли
НО: колибри- женского рода
IV. Проверьте свои выводы:
МГУ (университет) – м.р.
ООН (организация) – ж.р.
ТЮЗ (театр) – м.р.
ВВЦ (выставочный центр) – м.р.
(Род определяется по ключевому слову)
Тест.
1.Выберите несклоняемые существительные.
А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.
2.В каком слове нет и не может быть окончания.
А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро.
3. В каком предложении допущена ошибка.
А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.
Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.
В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».
Домашнее задание.
C.68 №92-всем;
Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных-1 гр.
Продолжите предложение
Тема урока –
Я узнал –
Мне было непонятно –
Я хочу похвалить себя за –
Свою работу оцениваю –
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть