Слайд 1Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Слайд 2 Портрет выпускника начальной школы
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Слайд 3Нормативно-правовая основа программы ДНР
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992
г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4.02.2010 Пр-271)
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
«Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования» (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373)
Слайд 4
Современный национальный
воспитательный идеал личности
гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Слайд 5Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых
национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 6Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Слайд 71. Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся-
социально-педагогическая поддержка становления
и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 8Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся-
В области формирования личностной культуры
Формирование способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности
Осознанное принятие обучающимися базовых национальных ценностей
Формирование нравственного самосознания личности (самоконтроль, нравственная самооценка, нравственная оценка поступков других людей)
Слайд 9В области формирования социальной культуры
Формирование основ российской гражданской идентичности
Формирование основ патриотизма
Укрепление
доверия к другим людям
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Формирование и толерантности и основ культуры межэтнического общения.
Слайд 10В области формирования семейной культуры
Формирование отношения к семье как основе российского
общества
Формирование уважительного отношения к родителям
Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.
Слайд 112. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальной
школы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему пароду, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Слайд 12 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни;
справедливость;
милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание
родителей; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Слайд 13 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество;
познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Слайд 14 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: жизнь; родная
земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Слайд 15В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы и
организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие подходы:
аксиологический
антропологический
системно-деятельностный
социализирующий
развивающий
Слайд 16Аксиологический подход
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего
поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность.
Слайд 17Антропометрический подход
Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс,
отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения.
Слайд 18Системно-деятельностный подход
воспитание как деятельность должно охватывать и пронизывать собой все виды
образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.
Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована.
Слайд 19 Развивающий подход
Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития
и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:
соответствующая система базовых национальных ценностей.
Слайд 203. Принципы и особенности организации содержания духовно- нравственного развития и воспитания
обучающихся
Принцип ориентации на идеал
Идеал - высшая ценность человека, семьи, школьного коллектива, совершенное состояние.
В содержании ДНР должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории, культуре и традициях народов России.
Ориентация на идеал-основа принятия ценностей.
Слайд 21Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимыми другими, стремление
быть похожим на него.
Выражена ориентация на персонифицированные идеалы –яркие, эмоционально привлекательные образы людей.
Слайд 22Аксиологический принцип
Ценности присваиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.
Слайд 23Принцип диалогического общения
Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны
вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Слайд 24Принцип полисубъектности воспитания
Процесс развития и воспитания личности
имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания (при ведущей роли ОУ) должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы ДНР.
Слайд 25Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Содержание разных видов учебной, семейной, общественно-значимой деятельности интегрируется
вокруг сформулированной ценности.
Организация деятельности на основе этапов формирования субъектности
Слайд 264.Основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
5. Виды деятельности и формы
занятий с обучающимися
9. Оценка эффективности реализации ОУ программы ДНРиВ (методики диагностики)
Слайд 27Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Формирование национального
самосознания, этнической идентичности, чувства национальной гордости;
Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
Глубокое изучение героической истории Родины и родного края;
Воспитание избирательной культуры, чувства ответственности за будущее страны;
Освоение прав и обязанностей юного гражданина страны;
От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Слайд 28Формы реализации направления
акции: «Мое Отечество», «Родной край»;
праздники: «Люблю тебя, моя Россия!»,
«Страна березового ситца», «Край мой родниковый»;
утренники: «Защитники Отечества»;
дни воинской славы России;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганских и Чеченских событий;
знакомство с государственной символикой (беседы, утренники и др.)
викторины и конкурсы по истории страны, родного края;
экскурсии к памятникам;
уроки мужества;
экскурсии в музеи;
походы по родному краю, по местам сражений;
конкурсы патриотической песни;
линейки Памяти;
конкурсы рисунков;
военно-спортивные игры («Зарничка»);
сбор материалов для школьного музея;
конкурсы по избирательному праву;
конкурсы чтецов;
Конкурсы сочинений «Орден в моем доме», «Моя семья в годы войны» и др.
Слайд 29 Предполагаемый результат:
целенаправленная систематическая работа
по формированию патриотических чувств поможет учащимся осознать себя гражданином великой страны, пробудит стремление не только гордиться Отечеством, но и готовность его защищать, трудиться на его благо.
Мониторинг
Методика «Патриотизм и как я его понимаю».
Слайд 30Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Формирование гуманистических отношений к ближнему;
Воспитание
уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям русского народа;
Воспитание святого отношения к семье;
Воспитание умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к нуждающемуся;
Воспитание сострадания, самопожертвования, терпимости и доброжелательности;
Воспитание честности, порядочности.
Слайд 31 Формы реализации направления
уход за памятниками;
благотворительные акции;
шефство над детскими садами;
экскурсии по
святым местам;
праздник семьи;
конференция «Добрые люди Руси»;
этические беседы;
сочинение «Нравственные ценности русского народа»;
диспут «Современны ли щедрость и доброта» и др..
Слайд 32 Предполагаемый результат деятельности:
осознание школьниками своей ответственности, своего обязательного участия
в помощи престарелым, больным, детям. Доброта, милосердие, щедрость, чуткость - лучшие качества личности.
Мониторинг
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» Методика СМ. Петровой «Русские пословицы»
Методика «Ситуация свободного выбора»
Метод ранжирования
Методика «Репка» («Что во мне выросло?»)
Слайд 33Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Формирование положительного отношения
к учению и пониманию роли знаний в жизни;
Развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
Развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению;
Развитие трудовых навыков.
Воспитание уважительного отношения к труженикам.
Слайд 34Формы реализации направления
трудовые десанты по благоустройству села, школы, класса;
встречи с людьми
разных профессий;
экскурсии на производство;
проведение бесед, деловых игр, анкет;
предметные кружки;
научное общество учащихся;
школьные олимпиады;
интеллектуальный марафон;
интеллектуальные игры;
выпуск тематических стенгазет;
дни открытых дверей;
неделя детской книги;
конкурсы, викторины;
день знаний;
чемпионаты по предметам и др.
Слайд 35 Предполагаемый результат деятельности:
овладение основными трудовыми умениями
и навыками по самообслуживанию. Осознание учащимися роли знаний в жизни человека, осознание личной перспективы. Знание приемов самовоспитания.
Мониторинг
Методика «Познавательные потребности».
Методика «Самооценка мотивов учебной деятельности».
Слайд 36Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни
Формирование навыков санитарно-гигиенической
культуры;
Активное занятие физическим совершенствованием, укрепление здоровья, туризмом;
Формирование стремления к здоровому образу жизни;
Пропаганда спорта как критерий здоровья - одной из главных жизненных ценностей.
Слайд 37 Формы реализации направления
занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях
по различным видам спорта;
дни здоровья;
туристические походы, экскурсии; конкурсы туристкой песни;
спортивные праздники;
смотры физической подготовки;
встречи с медработниками;
акции против вредных привычек;
семейные спортивные праздники;
малые олимпийские игры;
беседы и др.
Слайд 38 Предполагаемый результат деятельности:
осознание учащимися необходимости активных занятий спортом для
сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения заболеваний.
Мониторинг
Замеры физического развития учащихся.
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика.
Слайд 39Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
воспитание понимания
взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира;
формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
воспитание экологической культуры, бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
вовлечение детей в решение экологических проблем.
Слайд 40 Формы реализации направления
экскурсии по экологической тропе;
изучение природы родного края;
экологические
операции «Родник», «Овраг», «Скворечник», «Кормушка»;
трудовые десанты по благоустройству территории школы и села;
конкурсы поделок из природных материалов;
конкурсы знатоков леса, птиц, лекарственных растений;
конкурс рисунков и плакатов;
исследовательская деятельность и др..
Слайд 41 Предполагаемый результат
Осознание учащимися своей ответственности за судьбу планеты Земля,
активная позиция в борьбе за сохранение природы.
Мониторинг
Тест «Отношение к природе»
Слайд 42Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях
Воспитывать понимание прекрасного в жизни, искусстве, природе;
Формировать понимание значимости искусства в жизни человека;
Развивать творческие способности детей и их реализация.
Слайд 43 Формы реализации направления
беседы об искусстве;
народные праздники;
конкурсы певцов, танцоров, чтецов;
праздники,
утренники, вечера;
выставки и др.
Слайд 44 Предполагаемый результат деятельности:
Осознание необходимости познания прекрасного
в окружающей действительности, знакомство с культурой родного края. Занятия одним из видов искусства.
Мониторинг
Метод экспертной оценки педагогов дополнительного образования.
Педагогическое наблюдение.
Слайд 456. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации
обучающихся начальной школы
Участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы.
Слайд 467. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
В программах повышения педагогической культуры
родителей (законных представителей)должно быть отражено содержание основных направлений ДНР.
Могут быть использованы различные формы работы с родителями
Слайд 478. Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания и развития учащихся начальной школы
В результате реализации Программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
Воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (приобрел знание, опыт, пережил, прочувствовал).
Эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности и т.д.)
Слайд 48 К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускника
начальной школы относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально- личностны позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и др.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.
Слайд 49Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Слайд 50Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Слайд 51Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только
в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Слайд 529. Оценка эффективности реализации образовательным учреждением программы ДНР (мониторинг)
Программа мониторинга должна
включать следующие направления (блоки исследования):
Блок 1. Достижение планируемых результатов ДНР по основным направлениям программы.
Блок 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в классе, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Блок 3. Исследование взаимодействия ОУ с семьями воспитанников в рамках реализации программы.
Слайд 54Воспитание нравственных чувств и этического сознания
1 класс «Я» (Какой Я)
2 класс
«Я и мы» (Я среди людей. Каким видят меня люди? )
3 класс «Мы» (Товарищи и друзья. Учимся общаться)
4 класс «Мы вместе» (Мы дружим. У нас все получается)
Слайд 55Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
1 класс
«Моя страна»
2 класс «Мой край»
3 класс «Мой город»
4 класс «Я гражданин. Права и обязанности»
Слайд 56Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
1 класс «Я ученик»
(Самоорганизация, уважение к труду других людей)
2 класс «Труд в жизни людей»
3 класс «Я выбираю»
4 класс «Научился сам- научи других»
Слайд 57Формирование ценностного отношения к здоровью
и здоровому образу жизни
1 класс «Я и мое здоровье» (Самоорганизация, уважение к труду других людей)
2 класс «Я здоровье сберегу и другим я помогу»
3 класс «В здоровом теле здоровый дух»
4 класс «Мы выбираем здоровый образ жизни»