Слайд 2Семейное воспитание
управляемая система взаимоотношений родителей с детьми
ведущая роль в
ней принадлежит родителям
Неправильный выбор форм взаимоотношений
ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей
Слайд 3Родители видят свою воспитательную задачу в том,
чтобы добиться послушания.
не пытаются понять ребенка,
стремятся поучать, ругать, читать длинные нотации
!!! нотация -- это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин»
которые ребенком не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются.
Слайд 4Стиль воспитания- это
Способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и
методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия
Слайд 5На стиль воспитания оказывают влияние
Тип темперамента родителей, их совместимость
Традиции, на которых
воспитывались сами родители
Научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень
Нравственные устои семьи
Слайд 6Варианты родительского поведения
Строгий - родитель действует
силовыми, директивными методами
навязывает
свою систему требований,
блокирует собственную активность и инициативность ребенка.
Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
Слайд 7
Объяснительный
апеллирует к здравому смыслу ребенка
прибегает к словесному объяснению, полагая
ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
Слайд 8
Автономный
не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход
из сложившейся ситуации,
предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости;
родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
Слайд 9
Компромиссный
предлагает ребенку что - либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного
для него действия или разделить обязанности, трудности пополам
Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.
Слайд 10
Содействующий
родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь
и в какой степени он может и должен ее оказать
Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
Слайд 11
Сочувствующий
родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в
конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких - либо конкретных действий
Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
Слайд 12
Потакающий
родитель готов предпринять любые действия для обеспечения физиологического и
психологического комфорта ребенка.
Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
Слайд 13
Ситуативный
родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации,
в которой он находится;
у нет универсальной стратегии воспитания ребенка
Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
Слайд 14
Зависимый
родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и
полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности
Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.
Слайд 15
Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение
в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми
Слайд 16СТИЛИ
родительского поведения
«Командир-генерал».
Этот стиль исключает альтернативы, держит события
под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.
Слайд 17
«Родитель-психолог».
Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему.
Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью - направить ребенка по правильному пути.
Слайд 18
«Судья»
Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения
приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, - доказать собственную правоту.
Слайд 19
«Священник».
Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к
морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
Слайд 20
«Циник»
Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить
ребенка. Основное его «оружие» -- насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».
Слайд 21рассмотренные стили родительского поведения
не мотивируют ребенка исправиться,
а только подрывают главную
цель - помочь ему научиться решать проблемы.
Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.
А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение
Слайд 22наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не
придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Слайд 23
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому
жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Слайд 24
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям,
подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Слайд 25
Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений
больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Слайд 26
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители
проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Слайд 27
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности
мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Слайд 28
Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним
детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Слайд 29
Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает
выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.