Слайд 1Психологические возрастные особенности подростка
«В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в
чудаческих и неподобающих поступках» (И.Гете)
«Структура личности подростка…В ней ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет» (Л.С.Выгодский)
Слайд 2«Психофизическое развитие подростков»
половое созревание;
смена интересов;
критическое отношение к прежним авторитетам;
повышенная утомляемость;
эмоциональная
неустойчивость;
интерес к противоположному полу;
поиск смысла жизни.
Слайд 3Личностные черты подростка
непримиримость ко злу;
стремление к идеалу;
стремление быть личностью;
непостоянство влечений;
романтическая восторженность
и грубые выходки.
Слайд 4Тест
«Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»
Слайд 5
На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том,
что ребенок…
а) перестает прислушиваться к мнению родителей;
б) может попасть в плохую компанию;
в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность.
Слайд 6
2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку…
а) о том,
что хорошо учились;
б) о похожих проблемах и способах их решения;
в) забавных случаях.
Слайд 7
3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о
его делах?
а) не больше часа;
б) около 2 часов;
в) больше 2 часов.
Слайд 8
4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как
сын или дочь сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия…
а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;
б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;
в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.
Слайд 9
5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?
а) отчуждения;
б) употребления
алкоголя и наркотиков;
в) ранних половых контактов.
Слайд 10
6. В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о сексе?
а)
с 12 лет;
б) с 14 лет;
в) когда он сам начнет задавать вопросы.
Слайд 11
7. Ребенок признается, что девочка (мальчик), которая (-ый) ему нравится,
не отвечает взаимностью. Что вы ему скажите?
а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно;
б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;
в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.
Слайд 12
8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал
с удовольствием. Ваши действия?
а) предложите выбрать ему другое занятие;
б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;
в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.
Слайд 13
9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб,
на дискотеку. Ваша реакция…
а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;
б) поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет;
в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.
Слайд 14
10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно
успокоить?
а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;
б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;
в) собрать информацию о существующих косметических средств борьбы с угрями и пообещать купить их.
Слайд 15
11. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы
предпримете?
а) будите искать сигареты в карманах его куртки;
б) строго спросите, не начал ли ребенок курить;
в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.
Слайд 16
12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает
свой сексуальный опыт…
а) признаетесь, что читали дневник, и выскажите свое беспокойство;
б) при случае заведете разговор о контрацепции;
в) вызовите ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.
Слайд 17
13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно…
а)
просите его меньше общаться с этим другом;
б) не разрешаете приглашать друга к вам домой;
в) откровенно высказываете свое мнение о нем.
Слайд 18
14. Что вы скажите ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?
а)
«Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;
б) «Что у вас произошло?»;
в) «Пожалуйста не обижай бабушку!»
Слайд 19
15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой вам не нравится. Вы…
а)
постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива;
б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;
в) подвергните критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.
Слайд 21Анализ результатов теста
16 – 35 баллов – готовность номер
один.
Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, все – таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка, Не стоит поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно ощущать твердые жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.
Слайд 22
36 – 55 баллов – у страха глаза велики.
Вы чересчур восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности, наркомании и СПИДе. Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргона – все это вызывает в вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться». В ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и нравоучительные беседы никогда не оправдывают возлагаемых на них надежд. Лучше просто время от времени болтать с ребенком о фильмах и музыке, о каких – то незначительных событиях, исподволь расспрашивая его о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво высказывать свое мнение. Подросток обязательно примет это к сведению.
Слайд 23
56 – 75 баллов – без диктатуры.
Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема состоит в излишней требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного пространства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок все свободное время пропадает на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации необходимо подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он испытывает тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.