Слайд 1Возрастные особенности учащихся.
Слайд 2Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»
Не хотят учиться
так, как могут;
Не хотят слушать никаких советов;
Не убирают за собой;
Не делают домашние дела;
Не приходят вовремя.
Слайд 3ПОЧЕМУ?
Что делать, чтобы «не» приходило пореже?
Попробуем разобраться.
Слайд 4Метафора «прививка»
В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать
иммунитет, поэтому, когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него.
Так же и с подростками.
Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.
Слайд 5Как это выглядит?
Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику,
пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности.
Слайд 6А что будет, если не дать им пробовать?
Самым распространенным является «ядерный
взрыв» в более позднем возрасте, когда молодой человек ударяется в употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить.
Слайд 7Другой вариант- страх вплоть до внутренней паники.
Отказ от вечеринок, от межполового
общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам.
Так, значит, давать им пробовать?
Да. Но одновременно и нет.
Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно.
Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», « Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру».
Слайд 8Что для этого нужно?
Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад
в жизнь своей семьи.
Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать.
И тогда многие из тех НЕ, с которых мы начали свой разговор, будут постепенно уходить из жизни подростка.
Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему.
Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции пожалеет маму.
Слайд 9Возрастной кризис.
У многих подростков наблюдается обостренное протекание нормативного кризиса, мешающее успешности
обучения в школе, повышающее конфликтность взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основная форма проявления кризиса – регрессия поведения, то есть поведенческие проявления, свойственные детям трех лет.
Слайд 10Конкретно.
Стремление действовать наперекор нормам поведения, даже если это происходит во вред
собственным желаниям.
Обида на любое действие взрослого, направленное на коррекцию поведения подростка, нередко сопровождающаяся агрессивными выпадами против взрослого. Основным жизненным лозунгом становится : «Я так хочу!»
Слайд 11В отношениях со сверстниками.
Повышается конфликтность за счет поиска изгоев и коллективного
объединения против них, сопровождающегося насмешками, кличками или открытой агрессией.
Как правило, такие проявления кризиса свойственны подросткам из благополучных семей, в которых присутствуют некоторая гиперопека и сверхконтроль, поэтому борьба за самостоятельность, невозможная дома, переносится в школу и осуществляется в социально неприемлемых формах.
Слайд 12Новообразование кризиса
Формирование у учащихся ответственности за свою жизнь в области учебы
и общения.
Второй ступенью к ответственности является приобретение самостоятельности.
А первой – протестные реакции в отношении любого рода контроля за уроками, одеждой, чистотой, передвижением, свободным временем, питанием.
Какие протестные реакции вы встречаете у своих детей? Это хорошо или плохо?
Слайд 13Протестные реакции.
Сигнал, который говорит, что ребенок взрослеет и необходимо менять стиль
взаимодействия с ним.
Протестные реакции могут быть прямыми и косвенными, например уход в болезнь.
Если ребенок слишком долго не будет получать желаемой свободы, то сформирует защитные сценарии жизни, которые будут мешать его успешному обучению в школе, нарушать взаимодействия с окружающими.
Слайд 14Типичные роли.
«Нехочуха» У подростка, находящегося в этой роли, часто звучат слова
: «Не хочу, не буду, а почему я»
«Развлекатель» Здесь присутствует стремление привлечь внимание любыми способами: кривляньем, громким смехом, произнесением слов, не принятых в обществе, но вызывающих у товарищей смех
«Вулкан-вулканчик» Это соединение качеств «Нехочухи» и «Развлекателя», с добавлением непредсказуемости и увеличением силы реакции.
« Копающиеся-сомневающиеся» Этому соответствует неуверенность в себе.
Во все роли + интерес к сексу и стремление отвоевать территорию при помощи кулаков.
Слайд 15Как помочь подросткам выйти из роли и сделать шаги к самостоятельности.
Работать
с собственной тревогой по поводу того, что ребенок может ускользнуть, что теряется контроль над ним.
Уменьшить области и степень контроля, например не проверять уроки, обсуждать рациональность их выполнения;
Предоставить право на аргументированную собственную позицию, право на выбор, перейти от запрещения к убеждению, доказывать подросткам необходимость каких-либо действий, а не декларировать их;
Слайд 16Как помочь подросткам выйти из роли и сделать шаги к самостоятельности.
Вербализовать
желаемый подростком и родителями идеальный образ как уже реальный –позитивное программирование подростка, демонстрация собственной веры и успешность его развития;
Предоставить ему право на одиночество.