Слайд 1«Как уберечь детей от травм»
Подготовила классный руководитель
5 Б класса
МБОУ
СОШ 4 г. Радужный
Сальникова Ю.В.
Слайд 2Статистика страшная.
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270
детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ ( Всемирная Организация Здравоохранения) и ЮНИСЕФ (международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций.) по профилактике детского травматизма».
Слайд 3Уровень детской смертности,
, связанной с травмами, в России – самый высокий
в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или 11 000 в год) можно предотвратить.
Слайд 4Среди населения бытует мнение:
Лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не
так.
Последствия ряда травм в 18—20% случаев приводят к инвалидности детей.
Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.
Слайд 5
Причины создания травмоопасных ситуаций
их недисциплинированностью;
неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
необученностью необходимым навыкам поведения;
недооценкой
степени опасности внезапно возникшей ситуации;
физической слабостью;
определенными особенностями развития.
Слайд 6 Наиболее частая причина
травм.
– это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).
Однако, следует учесть и причины осознанного нарушения правил безопасности.!!!
Слайд 71Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью
и даже бравировать этим.
2 Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
3 Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
4 Привычка к нарушениям, которая может быть приобретена ребенком вне школы.
5 Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.
6 Переоценка собственных сил и возможностей.
7 Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.
Слайд 8 Характер и причины детского травматизма имеют возрастную
специфику
У детей 10-13лет - это - грубые шалости, опасные игры, неумелое обращение с предметами быта.
У детей 10-13 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.
Надо помнить о том, что дети, сознавая свою «нескладность», стараются ее скрыть напускной грубостью, бравадой.
Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными. Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению травм у ребят 10-13 лет.
Слайд 9Вместе с тем он стремится подражать старшим: так же спрыгнуть с
дерева, пробежать на красный свет светофора, съехать с высокой горки , прыгнуть через 5 ступенек школьной лестницы. У учащихся этого возраста развитие мускулатуры, координация движений гораздо слабее, чем, у более старших школьников. Но ребенок хочет самоутвердиться, не показаться слабым. Часто, когда дома ребёнок рассказывает, какой он ловкий, многие родители пропускают мимо ушей эти рассказы, а иногда можно услышать - МОЛОДЕЦ!
Слайд 10Где искать начало всех перечисленных ситуаций
«Степа! Я не в состоянии контролировать
тебя до 40 лет!» - обычная фраза моей соседки, которую я слышу каждое буднее утро. И даже монолитные стены дома не в состоянии приглушить крик молодой мамы, собирающей в школу первоклассника Степана, «которого вечером не уложишь, а утром не поднимешь…» Возникает непреодолимое желание парировать: «Вы, мама, в ответе за своего ребенка. За его физическое и душевное равновесие, и не надо до сорока лет… Всего лишь до восемнадцати».
Слайд 11Что такое ответственность?
Родительская ответственность — прежде всего зрелость, понимание того,
что ты готов родить ребенка не потому, что «так надо», а потому что «созрел».
Маленький, беспомощный малыш нуждается в родительской опеке, и мы забывая о себе, кормим его, укачиваем ночами, заботимся о его здоровье и безопасности. Однако по мере взросления ребенка мы гораздо меньше уделяем внимание безопасности ребенка, перекладывая ответственность на воспитателей учителей и других людей. Так легче, это бесспорно. Родители спрашивают, а как я могу защитить ребенка, если меня нет рядом? Понимание ответственности зависит от системы ценностей родителей, их взглядов и стиля жизни, от контроля, за своими высказываниями и поступками.
Слайд 12Если ребенок травмировал другого ребенка, то реакция родителей, которая повлечет за
собой и дальнейшие травмоопасные ситуации может быть такой: наказать (вплоть до физического воздействия), или снять с себя ответственность (за моим ребенком не уследили и он натворил дел), а бывает, что родители говорят: «Да ладно, там нет ничего серьезного, подумаешь травма, эта мамаша делает из мухи слона».
Все перечисленное освобождает родителей от необходимости потратить время на конкретный совместный с ребенком анализ ситуации, на поиск конкретных аргументов его неправоты, на понимание того, что происходит с ребенком, почему он так поступил и объяснение, как можно избежать подобного.
Слайд 13Помимо беспечности и невнимания к ребенку существует и противоположная проблема: чрезмерный
контроль и явное преувеличение достижений ребенка со стороны родителей становятся медвежьей услугой. Всегда, опекаемый ребенок вырастает неприспособленным к жизни.
Он привыкает к тому, что он всегда под контролем взрослых и ничего страшного не произойдет.
Поэтому не умеет прогнозировать результаты опасного поведения, даже не задумывается о них, и когда травма случается, то он и родители винят всех, но не себя. Потому что их ребенок самый лучший, тем самым открывая ему двери в новые травмоопасные ситуации .
Слайд 14С чего начать?
(Мозговой штурм)
Чтобы избежать детского травматизма, родители, прежде всего,
должны изменить свое собственное отношение к травмам.
Травмы должны перестать считаться редким случаем, злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
Слайд 15Признаться самому себе в том, что отбросив родительские амбиции, изменив свое
отношение к проблеме и потратив больше времени на собственного ребенка, мы можем добиться многого.
Проговаривать:
Опасные ситуации, не ограничиваясь простыми словами : не бегай, не влезай…, не толкайся…, не бросай… - необходимо объяснить почему нельзя так поступать, какие будут последствия и убедиться в том, что ребёнок понял, а не просто отмахнулся.
Объяснить, что родители одноклассников так же переживают за них, как и вы и другим детям тоже больно.
Научить ребенка не следовать за плохим примером, а для этого научить самостоятельности (доверять, контролируя, и поощрять).
Слайд 16Доказать детям их ответственность перед другими и перед своей семьей (если
пострадает сам – горе семье, а покалечит другого – пятно на всю семью). – это научит сдерживать собственную импульсивность и контролировать свое поведение, принимая правильные решения.
Прогнозировать опасность от других детей, избегать, уходить, не повторять.
Не быть равнодушным: сообщить, если другие спровоцировали травмоопасную ситуацию (объяснив ребёнку разницу между доносчиком и спасителем).
Научить уважительному отношению друг к другу (Если взяться вместе, то результат будет).
Слайд 17В воспитании ребенка огромное значение имеет личный пример.
Сложно доказать ребенку,
что нужно уважительно относиться к людям, если мама и папа каждый день постоянно кричат друг на друга, или ссорятся с соседями «Ребенок учится тому, что видит в собственном доме» - каким бы просторечным не казалось это высказывание, оно верно!
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
В последнее время мамы и папы перекладывают ответственность на профессионалов, которым они платят деньги! Если родителям некогда смотреть за детьми, воспитывать, играть, потому что они работают, улучшая материальное благосостояние семьи, то они приносят своих детей в жертву и об этом нужно помнить.
Слайд 18Мы с вами должны помочь своим детям в накоплении опыта познания
окружающего мира.