Слайд 1
Родительское собрание
«Как помочь ребенку выполнять домашнее задание»
Слайд 2
Очень важно с самого начала обучения приучить ребенка к правильному выполнению
домашнего задания. Помогите своему ученику почувствовать всю важность этого процесса.
Слайд 3
Как мы усваиваем информацию
Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют различные
органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их распределение.
Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает.
Рот - 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти.
Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.
Глаза - 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко
поймет материал.
Слайд 4
Первокласснику необходим твердый распорядок дня.
После школы и обеда
дайте ребенку один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер.
После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается.
Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов - малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть.
Только не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время.
Слайд 5
Оборудуйте для своего ученика удобное рабочее место, с учетом его роста.
Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее. Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания.
Следите за тем, чтобы никакие внешние факторы не отвлекали ребенка от учебников. Создайте рабочую атмосферу. Выключите телевизор, радио, уберите из поля зрения игрушки.
Обязательно делайте 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам. Не заставляйте сидеть за учебниками более 30 минут без перерыва.
Слайд 6
С каких заданий лучше начинать - легких или трудных? Надо понаблюдать,
как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.
В заключении обязательно похвалите малыша "Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".
Слайд 7
Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на
неудачах.
Если ребенку легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает, чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.
Слайд 8
Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше,
чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами).
Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром).
У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам.
Слайд 9
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать
уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание.
Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание - это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.
Слайд 10
Наиболее распространенные проблемы первого класса:
ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с
одного дела на другое;
ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием;
малышу тяжело просидеть без движения 45 минут;
ребенку не нравится учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.
Слайд 11
Советы:
Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать
гораздо больше).
Главная задача родителя - не "натаскать" малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению.
Слайд 12
Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках
письма).
Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления.
Слайд 13
Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе с
малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички...
Вырабатывайте навык устного счета – это поможет ребенку не только быстро справиться с заданием, но и самоопределиться в коллективе
Слайд 14
Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира -
это ваш лучший вклад в изучение не только предмета "Окружающий мир", но и в общее развитие ребенка.
Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. "Почему зимой рано темнеет?", "Как работает телевизор?", "Расскажи мне про динозавров..." И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
Слайд 15
Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на
уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: "Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его". Предложите: "Давай вместе будем раскрашивать" или "Давай склеим эту поделку»
Слайд 16
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних
заданий, если вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
Слайд 17
никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за
проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок("Я так и знала,что ты их наделаешь!");
в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Слайд 18
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте
и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Слайд 19
В качестве обобщения можно сказать, что помощь родителей в выполнении домашних
заданий очень важна, без нее этот вид деятельности может быть выполнен неудовлетворительно. Не надо бояться ущемления самостоятельности ребенка. Ведь все зависит от умелой организации выполнения домашних заданий. Если все организовано правильно, с любовью и заботой, самостоятельность как качество личности будет развиваться. Главное, чтобы в семье ее члены обладали этим качеством, хотя бы в разной степени.