Слайд 1Психологические особенности пятиклассников
Материал к родительскому собранию подготовила
педагог-психолог :
Елькина Ю.А.
Слайд 2Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным
от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Подросток ориентирован на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.
Слайд 3Возрастные психологические особенности пятиклассников
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками
происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка.
Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
Слайд 4Анатомо-физиологические особенности подростков
11-15 лет
Процесс полового созревания протекает под контролем нервной
системы и при участии желез внутренней секреции.
У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.
Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.
Слайд 5Анатомо-физиологические особенности подростков
11-15 лет
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного
мышления, ухудшается умственная работоспособность.
В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим
Так как социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста, как для самой личности, так и для окружающих людей.
Слайд 6Пятиклассники- период адаптации
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети
переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Слайд 7Основные причины трудностей в обучении пятиклассников
прежде всего недостатки учебной подготовки:
пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки
трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.
причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного
Слайд 8Рекомендации родителям
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с
классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.
Слайд 9Рекомендации родителям
Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
Внушайте положительное.
Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
Слайд 10
6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку
и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
Слайд 11Как готовить домашнее задание
1. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим
работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени, готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
2. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод “5 П”, разработанный психологами.
1 П - Просмотри текст (бегло)
2 П - Придумай к нему вопросы
3 П – Прочти внимательно, помечая карандашом самые важные места
4 П – Перескажи текст
5 П – Просмотри текст повторно
3. Составляй план устного ответа.
4. Проверяй себя.
Слайд 12Техника компьютерной безопасности
Слайд 13Чтобы компьютер не принес малышу физического и психологического вреда, необходимо соблюдать
простые правила безопасности:
1. Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60 см от монитора, источник света располагаться слева от экрана.
2. Следите за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору, так вы предотвратите ухудшение осанки.
3. Самая большая нагрузка при работе с компьютером приходиться на органы зрения. Поэтому обратите внимание на качество вашего монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, делайте с ребенком специальные упражнения
Слайд 144. Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки по 15 минут, для
младших школьников – по 20 минут.
5. Формируйте правильное отношение ребенка к компьютеру, это поможет избежать осложнений в будущем.
6. Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
7. Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишите статьи.
8. Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотя бы, не играйте в них при ребенке.
9. Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам
Слайд 15УДАЧИ!!!
Уважаемые родители!
Полезную информацию по теме нашего собрания вы можете прочитать на
сайте нашей школы
tonshschool.ru